Сущность и назначение государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды
Государственное управление охраной окружающей среды и природопользованием – это комплекс мер государственной политики, направленных на сохранение состояния окружающей среды и рациональное природопользование на территории Российского государства.
Функции государственного управления охраной окружающей среды и природопользования включает в себя следующие:
- во-первых, ведение учета, в том числе кадастрового, совокупности природных ресурсов. Данная функция создает основу для реализации всех других функций государственного управления в сфере охраны окружающей среды и природопользования. Управление объектами природной среды невозможно без наличия информации о их существовании. Учет таких объектов ведется в разрезе территориально-административных единиц, конкретных природопользователей или собственников данных ресурсов;
- во-вторых, выработка и осуществление единой политики в сфере управления охраной окружающей среды и природопользования, осуществление разработки и принятия программ и планов развития данного сектора государственного управления;
- в-третьих, осуществление финансирования и материально-технического обеспечения программ и мероприятий в сфере охраны окружающей среды и природопользования. Финансирование данных программ производится за счет средств бюджетов различного уровня, средств хозяйствующих субъектов, экологических фондов, кредитных ресурсов банков, добровольных пожертвований граждан и организаций и так далее;
- в-четвертых, определение норм и правил рационального использования объектов природы и охраны окружающей среды, осуществление стандартизации экологии;
- в-пятых, осуществление распределения и перераспределения ресурсов природного характера, лицензирование деятельности в сфере природопользования, лимитирование природопользования;
- в-шестых, организация пространственно-территориального устройства природных ресурсов, подразумевающая осуществление мероприятий, которые призваны обеспечивать реальную возможность использования различных природных объектов;
- в-седьмых, контроль рациональности использования природных ресурсов и охраны окружающей среды;
- в-восьмых, разрешение спорных ситуаций в сфере природопользования.
Органы государственного управления охраной окружающей среды и природопользованием
Органы, осуществляющие управление охраной окружающей среды и природопользованием, можно разделить на органы, имеющие общую компетенцию, и органы, имеющие специальную компетенцию.
В первую группу органов входят: российский Президент, российское Правительство и правительства регионального уровня.
В сферу компетенции Президента России в области управления охраной окружающей среды и природопользованием относятся следующие функции:
- установление приоритетных направлений политики государства в сфере экологии;
- нормотворчество по вопросам охраны окружающей среды и природопользования;
- организация централизованных органов государственного управления исполнительного характера в сфере охраны окружающей среды и природопользования;
- выполнение роли гаранта, обеспечивающего соблюдение прав населения в сфере охраны окружающей среды и природопользования;
- содействие согласованного функционирования и взаимодействия органов государственного управления в сфере охраны окружающей среды и природопользования.
Функции Правительства в сфере охраны окружающей среды и природопользования включают в себя:
- во-первых, обеспечение проведения на территории России единой политики государства в сфере экологии;
- во-вторых, осуществление управления собственностью России на природные ресурсы;
- в-третьих, проведение мер, направленных на обеспечение законности и осуществления прав населения в сфере экологии и так далее.
Ко второй группе органов управления охраной окружающей среды и природопользования относят те органы, которые осуществляют выполнение наиболее ответственных функций в сфере экологического нормирования, экспертизы, лицензирования, сертификации, контроля и так далее.
Система специализированных органов управления охраны окружающей среды и природопользования характеризуются достаточно высокой нестабильностью, обусловленной постоянным реформированием этой сферы, не всегда ведущим к ее усовершенствованию.
К числу специализированных органов государственного управления охраной окружающей среды и природопользования можно отнести некоторые федеральные Министерства, агентства и службы.
Специализированные органы управления рассматриваемой сферой можно классифицировать следующим образом:
- во-первых, те органы, которые выполняют весь спектр задач в природоохранной сфере, или их отдельные блоки. К числу данных органов относятся Министерство природных ресурсов и экологии, здравоохранения и социального развития, гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды и так далее;
- во-вторых, те органы, которые охватывают отдельные вопросы охраны природы и использование конкретных объектов природы. К данным органам относят Министерство сельского хозяйства, Федеральное агентство по вопросам рыболовства и прочее;
- в-третьих, те органы, которые выполняют родственные функции в отношении различных природных объектов. К данным органам относят Федеральную службу государственной статистики, Министерства юстиции, внутренних дел и так далее.
Кроме того, федеральные органы исполнительной власти включает в свой состав те органы, которые реализуют социальные задачи в сфере природопользования и охраны окружающей среды. При этом эти задачи не составляют основы их деятельности, а решается наряду с иными функциями.
Примерами таких органов выступает Федеральная служба, осуществляющая надзор за защитой прав потребителей и благополучием человека, Федеральная таможенная служба и так далее.