Государственное управление – это механизм организации и реализации публичной власти, опосредующий процессы деятельности должностных лиц и органов публичного управления по реализации властных полномочий на территории государства с учетом избранной формы правления и административно-территориального устройства, а также утвердившегося политического режима.
Общая характеристика государственного управления в Индии
Государственное управление в Индии характеризуется следующими ключевыми признаками:
- Индия представляет собой демократическое государство;
- государственно-территориальное устройство Индии характеризуется как федерация;
- форма правления Индии – парламентская республика.
Правовую основу государственного управления в Индии составляет Конституция, принятая учредительным собранием в 1949 г. В соответствии с конституционными положениями законодательная ветвь государственной власти представлена президентом и парламентом. Верхнюю палату парламента формируют выборные депутаты парламентов штатов, нижнюю палату парламента избирают посредством прямых, всеобщих и тайных выборов.
Глава государства может избираться неоднократно, ему предоставлено право роспуска парламентов штатов, смещение правительств штатов и право передавать управление территорией штата в ведение губернатора, то есть устанавливать так называемое президентское правление в штате. Исполнительная власть реализуется совместно с президентом и правительством. Правительство страны формирует парламентское большинство, правительство несет ответственность перед нижней палатой парламента. При президенте формируется Совет министров как орган, обеспечивающий реализацию конституционных полномочий президента.
Государственно-территориальное устройство Индии
Конституция Индии утвердила федеративное устройство страны. Первоначально штаты в составе индийской федерации создавались без учета национальных интересов. В последующем на основании закона о реорганизации штатов федерация была переустроена на базе национального признака. Это привело к тому, что на территории Индии вместо 28 прежних многоязычных штатов были учреждены 14 новых, 10 из которых формировались по принципу использования одного языка, а 4 – по принципу использования двух языков. Еще 6 территориальных образований были признаны союзными территориями. Новое территориальное устройство Индии наиболее полно соответствовало национальным, экономическим, социальным, культурным интересам населения государства.
При этом федерация перестраивалась на основе принципов:
- сохранения и укрепления единства государства, его безопасности;
- формирования однородных с точки зрения языка и культуры территории штатов с учетом и финансовых и административных задач управления.
Полномочия публичного управления разделены между уровнями власти в Индии следующим образом:
- основной закон страны определяет круг вопросов, входящих в компетенцию федерации. Это важнейшие вопросы публичного управления, в том числе внешняя политика, обороны страны, внешняя торговля, денежное обращение и пр.;
- Конституцией определены вопросы, решения по которым могут принимать как федерация, так и штаты. Это гражданское право, трудовое право, семейное право, уголовное право и др.
Основным законом также определены исключительные полномочия территории штатов, в состав которых входят:
- обеспечение общественного порядка;
- здравоохранение;
- местное самоуправление;
- помощь социально уязвимым слоям населения;
- культура и др.
На территории штатов высшими органами публичного управления являются:
- губернатор;
- парламент;
- правительство;
- высший суд штата.
Высшим должностным лицом является губернатор, его назначает глава государства. Губернатором может быть только индийский гражданин старше 35 лет, не занимающий какой-либо оплачиваемой должности, не являющийся депутатом законодательного органа федерации или штатов. Губернатор реализует полномочия по контролю над управлением и законодательной деятельностью в штате, он назначает главу правительства и по его предложению формирует правительство, он имеет право смещения министров, роспуска парламента штата и др.
Форма правления в Индии
Индия относится к парламентским республикам. Парламент в Индии состоит из:
- главы государства;
- Совета штатов;
- Народной палаты.
Народная палата призвана отражать интересы федерации, а Совет штатов, соответственно, представляет в законодательном органе интересы региональных территорий. Исходя из своей партийной принадлежности депутаты палат индийского парламента объединяются в партийные фракции, имеющие своего лидера и организаторов, которые отвечают за партийную дисциплину, явку на заседания и единое голосование.
Глава государства избирается на пять лет особой избирательной коллегией, которая включает членов палат парламента и депутатов парламентов штатов. Главой государства может быть индийский гражданин старше 35 лет и отвечающий требованиям к депутатам нижней палаты парламента. Президент не имеет права занимать оплачиваемую должность в федеральном или региональном правительстве или в каких-либо подконтрольных таким правительствам органам, не может быть членом парламента федерации или региона. Глава государства может переизбираться неограниченное количество раз и наделен значительными исполнительными полномочиями, при этом Конституция обязывает главу государства следовать советам правительства. Указанное приводит к тому, что ключевые полномочия главы государства реализует от его имени премьер-министр.
Глава государства назначает правительство, осуществляет созыв и роспуск сессий парламента, собирает палаты для преодоления разногласий и может досрочно распустить нижнюю палату парламента. Кроме того, глава государства наделен широкими законодательными полномочиями, в частности он может налагать вето, требовать от парламента повторно рассмотреть закон. Также внесение отдельных законопроектов в федеральный региональный парламент требует его согласия. Президент промульгирует законы, его указы имеют силу закона.