Временное правительство как высший орган государственного управления
Февральская буржуазно-демократическая революция внесла коренные преобразования в государственное устройство страны. Прежде всего, изменения претерпела форма правления. На рассматриваемом этапе Россия вновь приблизилась по государственному устройству к передовым капиталистическим государствам: самодержавие было свергнуто, монархия и Царь остались в прошлом, на смену прежнему государственному устройству пришла буржуазная республика. Официально страна была провозглашена в качестве республики 1 сентября 1917 г. Это сделало Временное правительство. Однако окончательно решить вопрос относительно формы управления должно было Учредительное собрание. Представители правых партий стремились к восстановлению монархии, что и рассчитывали сделать посредством созыва Учредительного собрания. При этом речь не шла о реставрации абсолютной монархии, буржуазия рассчитывала установить в стране монархию конституционную.
В рассматриваемый период высшим органом публичного управления в государстве было Временное правительство. На Временное правительство было возложена исполнительно-распорядительная функция управления на период до того, как будет созвано Учредительное собрание. Именно Учредительное собрание должно было окончательно разрешить вопрос устройства государственной власти в стране и системы органов, которые эту власть будут реализовывать.
Круг полномочий Временного правительства юридического закрепления не получил, фактически же Временное правительство выполняло функции высшего органа публичного управления, в том числе оно осуществляло законотворческую деятельность, потому как иные органы высшего управления после революции в стране отсутствовали.
Формирование состава Временного правительства
Состав впервые созванного Временного правительства полагал себя преемником прежней царской власти, хотя фактически правительство было учреждено нелегитимно – посредством соглашения между Временным комитетом Государственной думы и Петроградским советом рабочих и солдатских депутатов. Члены Временного правительства дали присягу, подтверждая, что продолжают работу царского Совета министров. Во главе Временного правительства встал князь Львов, который был назначен царем на должность председателя Совета министров одновременно с подписанием царем акта об отречении от престола.
Временное правительство полагало высшим органом публичного управления в стране Сенат, поэтому закрепило требование, согласно которому министры должны были представляться на утверждение Сената. Временный комитет Государственной думы, созданный в конце февраля 1917 г., когда фактически царем Дума уже была распущена, добился того, чтобы кандидатуры министров утверждались и им.
При этом необходимо отметить, что утверждение членов Временного правительства в Сенате представляла собой формальную процедуру, фактически его формировала буржуазия под давлением революционных масс.
Изменение государственного управления в период Временного правительства
Важно подчеркнуть, что статус Временного правительства в рассматриваемый период характеризовался неустойчивостью. Состав Временного правительства часто менялся: это не позволяло последовательно реализовывать задачи управления в рамках единой политики. Временное правительство пыталось выработать какие-либо наиболее приемлемые формы, способные учитывать изменения развивающегося революционного движения. Примером такого инструмента реагирования на изменение общественной ситуации могут служить коалиционные составы правительства, которые объединяли министров-социалистов, меньшевиков и эсеров.
Указанное неустойчивое состояние Временного правительства фактически лишало буржуазию возможности реализовать собственные интересы, в связи буржуазии пришлось идти на уступки и учитывать интересы трудящихся. Однако коалиционные составы правительства не были способны решить задачу обеспечения его устойчивости, такие коалиционные составы фактически возникали под давлением революционного движения, когда буржуазия была неспособна одна сохранять власть.
При этом несправедливо говорить о том, что после февральской революции государственное устройство не претерпело качественных изменений: революционное движение нарастало, исторически отсутствовала сила способная ему противостоять, это касалось в том числе и организации государственной власти. Временное правительство пыталось сохранить самодержавной аппарат государственного управления, внеся в него необходимые корректировки, поскольку такой аппарат обеспечивал в течение многовекового исторического развития возможность удерживать в повиновении трудящееся население. Трудящихся такой план буржуазии по очевидным причинам устроить не мог. Трудящиеся пытались избавиться от тех элементов царского государственного аппарата, которые вызывали у них большее неприятие, – это полиция и жандармерия.
Ввиду неспособности самостоятельно удерживать публичную власть в государстве буржуазия была вынуждена разрешить разрушение трудящимися царских институтов власти. Полиция была упразднена, корпус жандармов и охранные отделения также были ликвидированы. Более того, было упразднено особое присутствие Сената. Это орган, который осуществлял репрессии в отношении революционеров, деятелей демократического толка. По требованию революционных масс была уничтожена система политического сыска. При этом Временное правительство, не располагая возможностью восстановления названных органов, поскольку подобные действия со стороны привели бы к немедленному захвату власти революционными массами, восстанавливало прежние органы посредством смены названия. Так, новый орган – Министерство внутренних дел – по своему составу мало чем отличался от действовавших ранее царских полицейских органов, методы использовались тоже прежние. Представители трудящихся, большевики в состав органа не допускались.