Эволюция государственного управления Пенсионным фондом
С принятием в 1990 г. Декларации о государственном суверенитете России началась реорганизация государственного механизма, в частности области социального обеспечения. Было принято новое пенсионное законодательство, сформировавшее основу постсоветской пенсионной системы, она включала черты:
- советской системы, вбирающей в себя широкий спектр разнообразных социальных льгот и пенсионных надбавок, в том числе отраслевого, регионального характера;
- вновь сформированной пенсионной системы, где в качестве единственного критерия устанавливался труд, его итоги.
Так, были учреждены два основных вида пенсии – пенсия трудовая и пенсия социальная.
Право на получение пенсии было сохранено и за гражданами бывших советских республик, и за лицами без гражданства, которые проживали на территории России.
Фактически в первые годы становления новой России государственное управление пенсионной системой сводилось к использованию советского распределительного принципа: пенсионный фонд образовывали отчисления от общего фонда оплаты труда организаций. Однако в кризисных экономических условиях 1990-х гг. такой подход к государственному управлению пенсионного фонда оказался неэффективным.
Указанное обусловило необходимость учреждения новой кредитно-финансовой организации – Пенсионного фонда Российской Федерации. Это была первая государственная система, функционирующая автономно при аккумулировании источников пенсионного капитала и финансировании выплат социального характера. К 1992 г. территориальные подразделения фонда были учреждены во всех регионах страны.
Юридически ресурсы Пенсионного фонда России были отделены от бюджета страны, однако признавались ее собственностью. Эти меры были предприняты для обеспечения относительной защиты пенсионных накоплений в обстановке крайней экономической нестабильности. Ввиду дефицита бюджета фонда в первые годы его работы были привлечены значительные заемные средства из частного сектора. За счет привлеченных средств Пенсионный фонд погасил долги Советского Союза по пенсионным и социальным выплатам, работа пенсионной системы была стабилизирована. Кроме того, пенсионные выплаты стали регулярно индексироваться.
Все последующие годы пенсионная система подвергалась постоянному реформированию. Сегодня Пенсионный фонд России сосредотачивает полномочия по социальной поддержке разнообразного характера, в частности, кроме выплаты трудового и социального видов пенсий, Пенсионным фондом сегодня реализуется выплата таких видов социальной поддержки населения, как:
- пособия малоимущим гражданам, льготным категориям граждан;
- выдача сертификата, подтверждающего право на получение материальной поддержке семьям, в составе которых двое и более детей.
Роль пенсионного фонда в государственном управлении
Пенсионный фонд России сегодня представляет собой один из важнейших общественных институтов, который обеспечивает поддержку социально уязвимым слоям населения.
Так, Пенсионный фонд России реализует следующие социально значимые функции:
назначает и осуществляет выплаты следующих видов пенсий:
- страховых видов пенсий: пенсия, назначаемая и выплачиваемая по достижению пенсионного возраста; пенсия, назначаемая и выплачиваемая в связи с инвалидностью; пенсия, назначаемая и выплачиваемая при потере кормильца;
- накопительная пенсия;
- пенсия, назначаемая и выплачиваемая в рамках государственного пенсионного обеспечения;
- пенсии, назначаемая и выплачиваемая военнослужащему и его семье военнослужащих;
- социальная пенсия;
- пенсия, назначаемая и выплачиваемая госслужащим;
выдает сертификат, подтверждающий право на материнский (семейный) капитал;
- назначает и осуществляет социальные выплаты в отношении отдельных социальных групп, например, ветеранов, инвалидов и др.;
- назначает и осуществляет доплаты в качестве федеральной помощи для обеспечения дохода пенсионеров на уровне прожиточного минимума;
- формирует, инвестирует, реализует выплату пенсионных накоплений;
- применяет инструменты адресной помощи, участвует в финансировании региональных программ и пр.
Пенсионный фонд России реализует полномочия в области международного и межгосударственного сотрудничества по вопросам пенсионных обеспечения и страхования обязательного характера, в том числе взаимодействует с другими государствами по вопросам разработки и осуществления межгосударственных договоров и соглашений. Фонд стремится к партнерству с представительствами международных организаций на территории страны, с представительствами зарубежных стран в области социального обеспечения и пенсионного страхования.
Фонд решает задачи формирования позитивного образа России на международной арене как социального государства, где важнейшей задачей является создание среды, обеспечивающей достойную жизнь всем категориям населения, где социально уязвимые слои населения находятся под защитой государства.
Участие Пенсионного фонда в региональных социальных программах
Пенсионный фонд фактически два последних десятилетия выступает активным участником финансирования региональных социальных программ и отдельных мероприятий, в числе которых:
- мероприятия, направленные на совершенствование материально-технического обеспечения организаций, реализующих в регионе социальное обслуживание населения (например, ремонт, реконструкция, строительство объектов для обслуживания социально нуждающихся слоев населения, приобретения необходимых оборудования и транспорта для социального обслуживания населения и пр.);
- мероприятия по оказанию адресной социальной помощи пенсионерам, которые не имеют работы (в частности, газификация жилых домов и квартир, в которых проживают нуждающиеся пенсионеры, выплаты материальной помощи к праздникам, выплата единовременной материальной помощи);
- мероприятия, связанные с повышением компьютерной грамотности пенсионеров.