Значение государственного управления обороной
Государственное управление обороной выступает элементом системы государственного управления. Специфика государственной управленческой деятельности в частности заключается в отнесении управленческих функций в конкретной области к подведомственности определенного органа при прямом подчинении большинства органов главе Российского государства. При этом Правительство России, возглавляющее систему органов исполнительной власти, координирует деятельность входящих в систему органов.
Оборона как объект государственного управленческого воздействия представляет собой систему мероприятий политического, социально-экономического, военного и иного характера, касающихся подготовки к вооруженной защите и непосредственного обеспечения вооруженной защиты России, ее целостности, неприкосновенности территории.
Управление отечественными Вооруженными Силами находится в ведении Министерства обороны, руководство которым реализует глава Российского государства.
Роль Президента РФ в государственном управлении обороной
Президент России осуществляет верховное руководство отечественными Вооруженными Силами, решает следующие задачи в рассматриваемой сфере государственного управления:
- определение стратегических направлений отечественной военной политики;
- утверждение отечественной военной доктрины, плана обороны и других стратегических документов в рассматриваемой сфере государственного управления;
- в случае вооруженного конфликта, при угрозе агрессии, непосредственной агрессии против страны и пр. объявление мобилизации (общей, частичной);
- обеспечение режима военного положения;
- утверждение программных документов в области строительства и развития отечественных Вооруженных Сил;
- утверждение национальной программы вооружения;
- утверждение планов специальных, в том числе ядерных, испытаний, санкционирование их проведения;
- утверждение структуры и состава отечественных войск и др.
Место Парламента в области государственного управления обороной
Палаты высшего законодательного (представительного) органа страны также принимают участие в государственном управлении обороной. Так, верхняя палата Федерального Собрания России решает следующие задачи в области обороны:
- рассмотрение оборонных расходов, которые регламентированные законом о федеральном бюджете, принятом Государственной Думой;
- анализ принятых нижней палатой оборонных федеральных законов;
- утверждение указов Главнокомандующего относительно введения военного и чрезвычайного положения в стране, отельных регионах, муниципальных образованиях;
- утверждение указов Главнокомандующего по привлечению отечественных войск к использованию вооружения для реализации задач не по их предназначению;
- установление допустимости применения отечественных войск вне территории страны.
Нижняя палата отечественного парламента реализует следующие полномочия:
- рассмотрение оборонных расходов на оборону, предусмотренных законом о федеральном бюджете;
- принятие федеральных оборонных законов.
Полномочия Правительства РФ в государственном управлении обороной
Правительство РФ ответственно за надлежащее обеспечение отечественных войск. Правительство РФ как высший орган исполнительной власти в области государственного управления обороной решает следующие задачи:
- реализация мер по обеспечению обороны, в том числе ресурсному;
- разработка предложений относительно расходов на оборону и внесение их в парламент;
- организация оснащения отечественных войск;
- организует обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов материальными средствами, энергетическими и другими ресурсами и услугами по их заказам;
- организует разработку и выполнение государственной программы вооружения;
- утверждение и организация реализации программ по развитию оборонно-промышленного комплекса;
- организация подготовки планов по удовлетворению потребностей населения в военное время др.
Министерство обороны как орган управления обороной
К функциям Министерства обороны относится разработка и осуществление политики и правого регулирования в сфере обороны, а также распоряжение имуществом отечественных Вооруженных Сил.
Компетенцию Министерства составляют следующие полномочия по управлению обороной:
- выработка предложений по государственной политике и стратегическим документам в области обороны, их реализации;
- осуществление правового регулирования в рассматриваемой сфере во исполнение и на основании законов и подзаконных актов;
- выработка предложений относительно совершенствования правового регулирования в области обороны;
- выработка предложений по проектам оборонных государственных программ;
- выработка предложений по оборонным расходам и внесение их в Правительство РФ.
Генеральный штаб Вооруженных Сил России в государственном управлении обороны
Генеральный штаб – это главный орган военного управления Минобороны России и оперативного управления отечественными войсками.
К функциям Генерального штаба относятся:
- реализация управления отечественными войсками;
- организация планирования отечественной обороны;
- подготовка мобилизации, непосредственная мобилизация войск.
Полномочия Генерального штаба:
- организует планирование управления отечественными войсками;
- обеспечивает реализацию решений Президента РФ;
- поддерживает готовность отечественных войск, контролирует их готовность;
- организует планирование обороны: разрабатывает совместно с иными органами исполнительной власти программных документов; организует применение отечественных войск; организует стратегическое развертывание Вооруженных сил; разрабатывает совместно с иными федеральными органами исполнительной власти стратегические планы мобилизации, обеспечения отечественных войск, гражданской обороны и др.