Государственное управление - это разновидность исполнительно-распорядительной деятельности, которая осуществляется на основе использования методов власти и подчинения.
Публичная политика - это способ общественного участия в принятии государственных решений.
Сущность государственного управления
Сущность государственного управления проявляется в понимании того, что это управление представляет собой непосредственную деятельность всей совокупности ветвей государственной власти, должностных лиц и органов государственного управления, по осуществлению регулирования общественных отношений.
Государственное управление обладает следующими характерными особенностями:
- во-первых, оно наделено второстепенным, подзаконным характером. Деятельность государственного управления состоит в выполнении и обеспечение исполнения законодательства. Помимо этого, органы государственной власти наделены правом в рамках своей компетенции и принятия актов государственного управления, наделенных подзаконной юридической силой;
- во-вторых, оно наделено организующим характером. Государственное управление реализуется посредством согласования, объединения, регулирования, координации, контрольной деятельности, применением мер властно-регулятивного и принудительного характера;
- в-третьих, оно представляет собой систематическую, непрерывно осуществляемую деятельность, которая призвана обеспечить сохранность социальной системы, ее развитие и укрепление. Государственное управление находится в прямой связи с сущностью общества, поскольку функционирует вместе с ним, обеспечивает общество в качестве самоуправляемой системы;
- в-четвертых, оно характеризуется применением фактических и правовых возможностей субъектов государственного управления для осуществления судебного или административного принуждения;
- в-пятых, оно характеризуется наличием фактической государственной силы у органов государственной власти. Практическое государственная сила проявляется в наличии государства правовых, экономических, информационных, технических, организационных и идеологических ресурсов;
- в-шестых, оно имеет в своем распоряжении большой государственный аппарат;
- в-седьмых, оно осуществляет подконтрольную деятельность.
Для государственного управления характерно соответствие ряду признаков, к числу которых относятся следующие:
- Наличие у государственного управления предназначения, состоящего в умении, желании и способности органов государственного управления организовывать практическую реализацию правовых норм;
- Наличие у государственного управления непрерывного и циклического характера, объективно обусловленного непрерывностью общественного потребления и производства в широком смысле. Все остальные разновидности государственной деятельности, направленные на реализацию других видов государственной власти, характеризуются прерывистым характером, в то время как государственное управление должно осуществляться на непрерывной, постоянной основе. Завершение одного цикла процесса государственного управления подразумевает начало, продолжение и завершение другого цикла и так далее;
- Наличие государственного управления исполнительно распорядительного характера. Деятельность органов государственного управления и должностных лиц государственного управления состоит в обеспечении практической реализации предписаний нормативных актов.
Сущность публичной политики и ее взаимосвязь с государственным управлением
Публичная политика представляет собой коммуникативное пространство открытого типа, обеспечивающее осуществление диалога между гражданским обществом и государством в процессе ее осуществления. К числу важнейших элементов публичной политики относят гражданское общество, механизмы обратной связи между государством и обществом, диалог гражданского общества и государства, публичное пространство.
В качестве субъектов публичной политики выступают следующие институты:
- во-первых, государство;
- во-вторых, хозяйствующие субъекты;
- в-третьих, общественная организации.
Задача субъектов публичной политики состоит в ведении переговоров, кооперации, координации действий, конфликтах, конкуренции, лоббировании собственных интересов и так далее.
Взаимосвязь публичной политики и государственного управления можно охарактеризовать через понимание сущности публичной политики:
- во-первых, наличие у публичной политики целевой направленности и определенного плана действий, направленных на достижение установленных целей. Публичная политика не допускает случайного поведения или случайных инцидентов;
- во-вторых, состав публичной политики включает конкретные целевые действия или их комплексы. Действия и решения публичной политики не могут носить дискретный характер;
- в-третьих, публичная политика включает в себя реально воплощенные действия, а не намерения;
- в-четвертых, публичная политика представляет собой реакцию на содержание политических запросов;
- в-пятых, публичная политика может носить позитивный и негативный характер. В первом случае это подразумевает осуществление конкретных действий в ответ на содержании политического запроса. Во втором случае речь идет об абстрагировании государства от решения определенной проблемы;
- в-шестых, основы публичной политики формируются законодательством, в качестве основного средства реализации публичной политики выступает принуждение. Публичная политика представляет собой официальный политический курс, который утверждается в форме законов.
Между публичной политикой и государственным управлением существуют как сходства, так и различия. В широком смысле, государственное управление можно рассматривать как деятельность государства по осуществлению организующего воздействия на общественные отношения. С социальной точки зрения, государственное управление представляют собой разновидность социального управления, в качестве субъекта которого выступает государство, объекта - общественные процессы и отношения.
Государственное управление и публичная политика осуществляются в рамках правового поля, то есть характеризуются наличием официального характера и применением мер принуждения. Также сходство государственного управления и публичной политики проявляется в целенаправленности осуществляемых действий.