Государственное управление субъектов РФ – это система публичного управления региональными территориями в федеративном государстве, которая предполагает реализацию властного управленческого воздействия на региональных территориях за счет согласованного функционирования в рамках собственных полномочий федеральных органов власти или их территориальных подразделений, должностных лиц и органов региональной власти, а также органов муниципальной власти для обеспечения социально-экономического развития региональных территорий и благосостояния населения региональных территорий.
Значение государственного управления в преодолении национальных проблем
Россия исторически формировалась как сложное многонациональное государство, в котором отдельные народы объединялись для самосохранения и развития. Национальные региональные территории включались в состав российского государства при сохранении своих национальных особенностей. Длительная история совместного сосуществования разных народов, их интеграции и сотрудничества позволяет характеризовать Россию как многонациональное государство, где народам удалось сохранить свою самобытность, идентичность независимо от тех моделей государственно-политического устройства, которые формировались в разные исторические периоды. Народы сохранили свой язык, индивидуальность, своеобразие культуры, которые не было нивелированы процессами объединениями и сотрудничества.
После революции молодое советское государство представляло собой раздробленную страну с полностью уничтоженным механизмом публичного управления. Советское руководство провозгласило федерацию национального типа, основанную на принципе автономизации. Иными словами, советское государство представляло собой сложное многонациональное образование, которое объединяло разные народы, разные культурные группы и конфессии. При этом государством значительное внимание уделялось вопросам поддержания межнационального мира.
После распада советского государства в 1990-е гг. политическая система новой России переживала сложные процессы становления, вместе с тем народы, освободившись от тоталитарной власти, получили возможность реализовать свои национальные амбиции.
Современное российское государство ориентировано на обеспечение межнационального мира, на сохранение и развитие народов, входящих в состав многонациональной страны, и обеспечения равных возможностей для каждого гражданина независимо от его расовой, национальной, этнической, религиозной принадлежности.
Причины национальных проблем субъектов РФ
Необходимо отметить, что российское государство сегодня переживает сложные процессы утверждения демократических принципов публично-правового устройства, формирования свободного рынка, правового государства и гражданского общества, при этом кризисные явления в экономике не позволяют обеспечить надлежащего уровня социально-экономического развития на всех территориях, образующих государство. Региональные территории сегодня характеризуются:
- существенной дифференциацией в уровне социально-экономического развития, уровне благосостояния населения;
- неравным доступом к финансовым ресурсам;
- разными производственными и экономическими возможностями.
Таким образом, нарастающая дифференциация социально-экономического развития региональных территорий, неравные возможности региональных сообществ в реализации собственных интересов создают причины и условия для нарастания национальных проблем региональных территориях.
Сегодня усилия публичного управления должны быть направлены на всесторонний учет интересов местных сообществ, региональных территорий для выработки региональной и муниципальной политики, наиболее полно отвечающей потребностям населения, проживающего на региональных территориях.
Развитие региональных территорий осуществляется по системе формирования и выявления точек роста, использования конкурентных преимуществ региональных территорий для их поддержки и развития.
Направления государственного управления для преодоления национальных проблем субъектов РФ
Территория Российской Федерации значительно различается по природно-климатическим, социально-демографическим, экономическим, культурным и иным характеристикам, что порождает трудности в разработке и реализации единой общегосударственной политики.
Поэтому система публичного управления в России должна учитывать специфические характеристики региональных территорий, в том числе этнический фактор, который оказывает существенное влияние на развитие территорий.
Вопросы осуществления государственной национальной политики, гармонизация межнациональных отношений регулярно выступают предметом рассмотрения федерального парламента, Совета Безопасности страны, Генеральной прокуратуры и других структур публичного управления.
Основу правового регулирования вопросов государственного управления в сфере национальной политики составляют:
- федеральное законодательство о национально-культурной автономии;
- федеральное законодательство об общественных объединениях;
- федеральное законодательство о свободе совести и региональных объединениях;
- федеральное законодательство об общих принципах организации публичной власти на региональных территориях и др.
Конкретные положения национальной политики фиксируются в концепции национальной политики. Кроме того, подзаконными актами регулируются вопросы процедуры выявления и преодоления межнациональных конфликтов.
Важнейшим аспектом реализации государственного управления на территории субъектов РФ для преодоления национальных проблем является гарантированное Конституцией право региональных территорий формировать систему регионального управления для реализации общегосударственной политики с учетом специфических особенностей и приоритетов развития региональных территорий в рамках собственных предметов ведения.
Государственное управление территориями субъектов РФ должно осуществляться федеральными органами, действующими на территории региона, собственной региональной системой управления и муниципальными органами на принципах координации и сотрудничества для решения общих задач развития.