Государственное управление - это целенаправленное организационно-регулирующее воздействие государства на общественные отношения, процессы и деятельность людей.
Государственное управление - это вид социального управления, специфика и природа которого определяются присущими только этому виду управления свойствами.
Природа государственного управления
Под природой государственного управления понимают совокупность:
- системы государственного управления;
- процесса государственного управления;
- сущности государственного управления;
- окружающей социальной среды;
- ресурсов;
- выполнения решений;
- контроля;
- политического управления;
- институционального уровня;
- административного уровня;
- технологического уровня;
- бизнес управления.
Государственное управление выступает в качестве социального феномена, организованного с политической точки зрения цивилизации. Начиная с ХХ века, эволюция системы государственного управления и его природы неразрывно связана с развитием индустриального общества, в котором государственное управление выступает в качестве продукта функционирования рыночной экономики, неспособной существовать без вмешательства со стороны государства.
Начало XX века выступает периодом, характеризующимся существенным количественным увеличением задач и целей государственного управления, их качественным усложнением, проявлением технического превосходства бюрократической организации над иными формами управления.
В настоящее время парадигмы государственного управления находится на стадии переосмысления, обусловленного наличием глобальных социальных реформ, осуществляемых разными государствами мира. Модернизация государственного управлением обусловило переход общественного развития к постиндустриальной фазе, в рамках которой роль государственного управления, я получает принципиально новое значение, обусловленная информационной открытости общества. Государственное управление по своей природе проявляется в масштабности, социальной обусловленности и эффективности.
Государственное управление имеет двоякую трактовку, в рамках которой рассматривается либо как научная дисциплина, либо как область практической деятельности, направленная на решение государственных проблем и проблем регулирования общественных процессов и жизнедеятельности.
Природу государственного управления раскрывает понимание необходимости этого управления, его общественной обусловленности и направленности целевого характера. Необходимость государственного управления является следствием наличия потребности в реализации государственной политики, призванной обеспечить эффективность использования разнообразных ресурсов, справедливость распределения доходов, гарантии социальных прав, поддержку общественного порядка. Также необходимость государственного управления обусловлена несовершенством рыночной экономики, проявляющимся в несостоятельности рынка в отдельных сферах и задачах. К числу таких узких мест рынка относят общественные товары, естественные монополии, информационную асимметрию, инфляцию, безработицу, неполные рынки.
Развитые страны ограничивают масштабы государственного управления в соответствии с принципом субсидиарности, подразумевающим предоставление нижестоящим уровням управления простора и свободы действий в рамках их компетенции.
Государственное управление в части общественной обусловленности состоит в организации системы, призванной удовлетворять потребности населения. Государственное управление в этом смысле призвано обеспечивать упорядочивание общественных процессов.
Сущность целевой направленности государственного управления состоит в постановке рациональных задач и целей, позволяющих получить максимальный результат при минимальном использовании ресурсов.
Природа государственного управления определяется содержанием его особых социальных функций, призванных упорядочить процессы общественного развития за счет согласованности нужд, требований и форм деятельности, в рамках которых государственный аппарат является действенным механизмом реализации публичной власти.
Сущность государственного управления
Сущность государственного управления раскрывается через определённые его признаки и задачи.
К числу признаков государственного управления можно отнести следующие:
- во-первых, государственное управление представляет собой разновидность управленческой деятельности, имеющей особые цели и характеристики;
- во-вторых, государственное управление имеет исполнительно-распорядительный и юридически властный характер;
- в-третьих, государственное управление постоянно, планово и непрерывно;
- в-четвертых, государственное управление функционирует в соответствии и во исполнение законодательства, являюсь тем самым подзаконной деятельностью;
- в-пятых, для государственного управления характерно наличие горизонтальных и вертикальных связей;
- в-шестых, осуществление государственного управления возможно в разных формах, в том числе не правовых и правовых;
- в-седьмых, в основе обеспечения государственного управления находится система гарантий;
- в-восьмых, нарушения порядка осуществления государственного управления способны привести к возникновению негативных последствий.
Государственное управление призвано решать широкий спектр задач, к числу которых можно отнести следующие:
- во-первых, формирование, поддержка и обеспечение нормального уровня благосостояния населения, защита прав и свобод граждан, удовлетворение социальных интересов и потребностей;
- во-вторых, реализация мер, призванных обеспечить общественную безопасность и порядок;
- в-третьих, осуществление государственного регулирования процессов социального, экономического и культурного характера, оказание государственной поддержки отдельным хозяйствующим субъектам;
- в-четвертых, формирование кадрового потенциала государственной службы.