
Понятие и признаки государственной власти
Государственная власть представляет собой вид социальной власти, но она основывается на подчинении своей воле с целью управления обществом и создания в нем порядка.
Основными признаками государственной власти являются (рис. 1):
- Публичный характер. Этот признак распространяется на всё общество, на всех его членов, все группы и организации людей.
- Политический характер. Суть этого признака состоит в том, что государственная власть является разновидностью политической власти и функционирует в обществе, разделенном на группы, классы, касты.
- Территориальность. Государственная власть действует в пределах определенной территории: общегосударственная – в пределах всего государства, региональная – в пределах субъекта федерации.
- Суверенность выражается в верховенстве внутри страны и независимости из вне. Верховенство – это возможность признать ничтожным проявление любой другой власти, а независимость – это самостоятельность принятия решений на международной арене.
- Легальность – это соответствие действующего законодательства Конституции РФ и основанность государственной власти на этом законодательстве.
- Легитимность – психологическая и нравственная характеристики государственной власти, которые влекут за собой доверие народа, соответствие его надеждам и ожиданиям и желание подчиняться этой власти.
- Законодательная прерогатива – заключается в существовании монопольного права на выработку юридических норм.
- Легальное употребление силы заключается в применении специально созданного правоохранительного аппарата (суда, армии, полиции).
- Государственное принуждение.
Государственная власть осуществляется с помощью различных способов и методов:
- обычаев;
- традиций;
- авторитета;
- ропаганды;
- идеологии;
- поощрения;
- стимулирования;
- рекомендаций и т.д.
Рисунок 1. Основные признаки государственной власти
В их числе есть специальные средства, которые присущи только государственной власти:
- механизм государства состоит из органов управления и принуждения, а также чиновников, осуществляющих управление;
- нормы позитивного права.
Специальным методом государственной власти является государственное принуждение, которое включает прямое насилие и подавление. Структуру государственной власти составляют воля и сила.
Воля определяет сущность власти, потому что власть – это всегда проявление чьей-либо воли. Властвующим субъектом выступают индивид, группа людей, социальный класс, народ. В идеале государство должно выражать волю народа.
Сила претворяет волю в жизнь. Без силы воля не может воплотиться и воздействовать на поведение и деятельность людей. Сила государственной власти воплощается в механизме государства:
- в органах управления (парламенты, правительства, министерства, суды, прокуратуры);
- в органах принуждения (армия, полиция, внутренние войска);
- в предприятиях, учреждениях и организациях государственного сектора, создающих материальную, финансовую и кадровую базу для государственных органов.
Государственная власть состоит из: законодательной, исполнительной и судебной.
Понятие и функции муниципальной власти
Муниципальная власть представляет разновидность публичной власти, которая связана с реализацией функций и полномочий местного самоуправления. Муниципальная власть реализуется органами местного самоуправления и основана на нормах права.
Муниципальная власть представляет собой форму общественных отношений. В этих отношениях деятельность одних субъектов влияет на деятельность других субъектов, изменяя или стабилизируя ее в соответствии со своими целями в рамках общенациональной политики.
Главной целью деятельности органов местного самоуправления является повышение уровня и качества жизни населения и обеспечение населения соответствующими муниципальными услугами высокого качества.
Основная цель муниципальной власти – реализация определенных интересов жителей, решение своими силами определенных проблем, возникающих в местном сообществе на определенной территории. Муниципальная власть ориентирована на решение вопросов местного значения – основных проблем жизнедеятельности местных жителей и отдельных проблем общества в целом. В этом заключается социальная направленность деятельности муниципальной власти.
Муниципальная власть является многофункциональным явлением. Являясь самостоятельным видом публичной власти, она по своей сущности, природе и диапазону выполняемых функций является наиболее социально ориентированной формой осуществления публичной власти. Она является мощным катализатором формирования гражданского общества, потому что способствует формированию у граждан чувства ответственности за решение местных проблем, тем самым повышая их гражданскую и социальную активность.
Рассматривая функции муниципальной власти, можно понять, насколько велика ее роль в процессе принятия вопросов местного значения, в гражданском обществе и государственном механизме. Функции муниципальной власти зависят от национальных традиций и законодательства государства. Они характеризуют деятельность территориальных сообществ и других субъектов системы местного самоуправления. Функции муниципальной власти характеризуют деятельность органов местного самоуправления и выражают сущность и назначение муниципальной власти.
Следует отметить, что функции муниципальной власти:
- это основные направления, в первую очередь в реализации права человека на местное самоуправление;
- эти функции охватывают основные стороны социальной направленности муниципальной власти относительно вопросов местного значения;
- свидетельствуют о негосударственной природе муниципальной власти;
- определяют круг вопросов местного самоуправления;
- характеризуют материальное содержание деятельности субъектов местного самоуправления.
Итак, сущность муниципальной власти заключается в отражении воли и интересов местных жителей, обеспечении взаимодействия субъектов системы местного самоуправления друг с другом и с государством в процессе решения вопросов местного значения.
Разграничение государственной и муниципальной власти
Конституцией РФ признается и гарантируется местное самоуправление.
Принципу разграничения государственной и муниципальной власти соответствуют следующие характеристики:
- Правовая природа местного самоуправления, о которой сказано в Конституции РФ. Правом на местное самоуправление обладает каждый человек, который проживает на территории муниципального образования.
- Местное самоуправление является формой осуществления власти народа. Субъектом муниципальной власти является население муниципального образования, а субъектом государственной власти выступает весь народ.
- Население самостоятельно решает вопросы местного значения, ведения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. Следовательно, местное самоуправление решает только вопросы местного значения.
- Отграничение системы органов государственной власти и органов местного самоуправления. Местное самоуправление не входит в систему государственной власти. Его полномочия ограничиваются местным бюджетом, управлением муниципальной собственностью, строительством, жилищным хозяйством, коммунальным, бытовым и торговым обслуживанием населения, охраной общественного порядка.
- Самостоятельность органов местного самоуправления в пределах своих полномочий означает, что при осуществлении своих прав они не подчиняются органам государственной власти.
- Тесная связь между системой государственной власти и местным самоуправлением. Это проявляется в том, что:
- во-первых, органы местного самоуправления наделяются законом отдельными государственными полномочиями, которые сопровождаются обязательной передачей материальных и финансовых средств для их осуществления;
- во-вторых, государство санкционирует акты органов местного самоуправления, которые принимаются в пределах их предметов ведения.
