Характеристика государства как неоднородного института
Государство, будучи наиболее основательным и самостоятельным объединением людей, выполняет множество функций и задач, кроме того, характеризуется неоднородностью состава входящих в структуру государства общественных, экономических, политических и иных объединений. В этой связи, не может быть одноуровневым и единообразным и управление соответствующим государственным механизмом.
В наиболее общем виде под государственным управлением принято понимать целенаправленные действия сложно структурированной системы органов государства и должностных лиц, по планированию, организации и принятию управленческих актов, а также их реализации и последующем контроле.
Иными словами, уже из общей дефиниции государственного управления может быть сделан вывод о наличии различных уровней последнего. Учитывая вышесказанное, представляется необходимым подробнее изучить различные уровни государственного управления в связи с теми основаниями, по которым они выделяются.
Виды уровней государственного управления
Так, внутри сложных, неоднородных по структуре государств, в зависимости от характера взаимоотношений центральной власти и органов управления на местах, принято выделять субординационный и координационный уровни управления:
- Координационный уровень управления характерен для федеративных государств, внутри которых наряду с всеобщими центральными органами государственной власти, имеются подобные структуры в административно-территориальных единицах, в зависимости от самостоятельности которых различается и объем компетенции соответствующих органов. При этом центральные органы осуществляют направление или координацию деятельности местных органов, не вмешиваясь в их функционирование напрямую, в связи с чем рассматриваемый уровень государственного управления и получил название координационного.
- Субординационный уровень управления, напротив, характерен для государств с унитарным государственным устройством, где административно-территориальные единицы, несмотря на возможное выделение, прямо подчиняются центральным органам власти, поскольку не обладают какой-либо самостоятельностью. Органы государственного управления на субординационном уровне взаимодействия функционируют по единым стандартам, находясь в прямой субординационной связи «сверху – вниз»
Поскольку любое государство всегда имеет основой своей деятельности определенные имущественные блага, одним из направлений государственного управления выступает распоряжение собственностью. В этой связи, принято выделять в зависимости от разграничения форм собственности следующие уровни управления, и соответствующие им органы власти:
- федеральный;
- региональный;
- местный.
При этом, как правило, на федеральном уровне происходит управление природными ресурсами и полезными ископаемыми, а также государственными предприятиями, объекты управления на остальных уровнях формируются по остаточному принципу, на базе соглашения центра и местных или региональных органов.
Еще одним способом выделения уровней государственного управления является их дифференциация, в зависимости от длительности решения соответствующих задач. В частности выделяются:
- стратегическое управление;
- тактическое управление;
- оперативное управление.
Так, на уровне стратегического управления происходит определение перспектив развития как общества в целом, так и отдельных направлений и сфер в долгосрочном периоде. Как правило, решаются глобальные экономические задачи, связанные с увеличением темпов экономического роста, сдерживанием инфляции и пр.
Тактическое управление характеризуется меньшим временным периодом реализации, в связи с чем предполагаются конкретные меры по достижению намеченных целей. При этом в рамках тактического, может происходить корректировка отдельных аспектов стратегического управления в общегосударственных целях, например, в ситуации изменения отдельных обстоятельств, либо упущения их из вида в процессе формулирования плана стратегического управления.
Для органов и должностных лиц, задействованных на уровне стратегического управления, предъявляются серьезные требования к профессионализму, гибкости мышления, а также способности к принятию самостоятельных инициативных решений.
Оперативное управление направлено на решение вновь возникающих и текущих задач и проблемных ситуаций, в связи с чем предполагается четкая целенаправленная деятельность, направленная на решение конкретной задачи, исходя из сложившихся в текущий момент обстоятельств.