Центральные органы советского государственного управления
Точкой отсчета истории советского государственного управления принято считать дату проведения II съезда Советов 25 октября 1917 года, на котором было провозглашено установление советской власти в образуемом Советском государстве.
Первым документом новой власти традиционно признается обращение II съезда Советов поименованное как: «Рабочим, солдатам, крестьянам!». В нем были сформулированы ключевые направления внутренней и внешней политики Советского государства, в том числе:
- направленность на установление мира;
- безвозмездная передача земельных угодий крестьянам;
- установление механизмов рабочего контроля над производственными процессами и т. д.
Верховным органом государственного управления объявлялся Всероссийский съезд Советов, правомочный решать любые вопросы государственной власти и управления.
В период между съездами функции Всероссийского съезда Советов выполнял, образуемый съездом Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет.
Отличительной чертой новых органов Советского государственного управления являлось сосредоточение внутри них и законодательных и исполнительных функций.
Для целей укрепления диктатуры пролетариата, обеспечения правопорядка и законности в стране, практически сразу возникло понимание необходимости создания основного закона – Конституции. Фактическая возможность приступать к составлению проекта будущей Конституции появилась только после заключения Брестского мира в марте 1918 г.
С 1 апреля 1918 г. была сформирована конституционная комиссия, результатом деятельности которой стала принятая в июле 1918 года Конституция РСФСР.
Вступившей в законную силу с 19 июля 1918 года Конституцией была закреплена основа советского государственного управления политическую основу – Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, диктатура пролетариата в форме Республики Советов, Федеративная форма государтсвенного устройства.
Характеристика местных органов советского государственного управления
Процесс установления власти Советов на местах не был однородным и безболезненным, поскольку нередко сопровождался вооруженным подавлением контрреволюционных настроений. Причем в губернских или уездных городах отмечалась относительно мирная смена власти, ввиду наличия возможности у центральных субъектов управления направить туда своих эмиссаров, что вкупе с сильными и многочисленными партийными организациями в крупных городах упрощало процесс легитимации советской власти.
В свою очередь установление власти Советов на уровне земского и городского самоуправления было с одной стороны – непросто, ввиду их многочисленности, а с другой – чрезвычайно важно, поскольку именно в их руках находилось управление городским хозяйством, продовольственным обеспечением, здравоохранением, просвещением и т.д.
Впоследствии, после окончательного установления советской власти, государственное управление на уровне губернии, области, волости и уезда осуществлялось на съездах Советов, а в городах и селах находилось в руках городских и сельских советов.
Постоянно действующими органами Советов выступали их исполкомы, которые, в свою очередь, создавали состоящий из отделов аппарат управления. Количество таких отделов было различным в разных исполкомах и колебалось между 5 и 25 единицами.
Впоследствии, городские и земские органы местного самоуправления, постепенно заменялись Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. При них, на правах отделов образовывались местные Советы народного хозяйства, подчинявшиеся в системе государственного управления, с одной стороны – Высшему Совету народного хозяйства, а с другой стороны – исполкомам соответствующих Советов. Назначение местных совнархозов составляло управление хозяйственными процессами, происходящими на территории подконтрольного региона.