История возникновения государственного управления
В наиболее общем виде историю возникновения государственности, можно связывать с возникнувшей на определенном этапе эволюционного развития потребностью в централизованном обеспечении функционирования производящей экономики.
Постепенно, государственное управление приобрело основной целью своей деятельности выполнение политической функции в обществе, то есть регулирование общественных отношений и существующих социальных противоречий, возникших, как следствие имущественного расслоения в обществе, как раз таки вызванного формированием производящей экономики и возникновением в государстве непроизводящих социальных групп.
При этом несмотря на существование нескольких ключевых путей возникновения государства и государственного управлении, особенности исторического развития этих процессов были характерны для каждого государства в отдельности.
В этой связи представляется целесообразным рассмотреть историю государственного управления на примере Российского государства.
Этапы развития государственного управления в России
-
Начальный этап формирования государственного управления связан с истоками российской государственности, то есть формированием в конце IX века Древнерусского государства, высшая государственная власть в котором была сосредоточена в руках великого князя. Он одновременно выступал в качестве руководителя «исполнительной» власти, (которая, конечно, была далека от современных представлений о соответствующей ветви), законодателя, верховного судьи и военного вождя. Иными словами, в руках Великого Князя находилась вся совокупность государственной власти, обладание которой передавалось по наследству.
Замечание 2В то же время, в Древнерусском государстве имелись и прообразы постоянно действующих органов государственной власти представленные боярами, старейшинами, старостами и т.д.
-
В средние века (XVI-XVII), государственное управление в Российском государстве строилось по модели сословно-представительной монархии, сопровождаясь развитием феодального землевладения и укреплением поместной системы.
Особенностью сословно-представительной модели монархического управления выступало привлечение городского населения для решения ключевых государственных вопросов, наряду с представителями господствующих сословий: бояр, духовенства и дворян.
Центральными органами отраслевого государственного управления в тот период стала система приказов, постепенно развиваясь, охватившая к концу XVI века все органы государственного управления.
-
Ко второй половине XVII века модель государственного управления постепенно преобразовалась в абсолютно монархическую, в частности, это было связано с прекращением созыва Земских Соборов, ограничивавших власть царя. В то же время, укреплялась приказная система управления, непосредственно подчинявшаяся царю.
-
В начале XIX века, во главе системы государственного управления стоял император, власть которого была абсолютна. При этом с 1810 при императоре был учрежден Государственный Совет, несмотря на периодическую смену наименований просуществовавший вплоть до 1917 года. Целью создания такого Совета предполагалась законотворческая деятельность по составлению проектов будущих ключевых нормативных актов, юридическая сила которым придавалась после утверждения императором.
-
В советский период, высшим органом государственной власти выступал съезд Советов Союза ССР, в период между съездами Советов, верховная власть осуществлялась Центральным Исполнительным Комитетом СССР, состоящим из двух палат: Союзного совета и Совета национальностей. Обе палаты обладали равным объемом прав и формировались на съездах Советов.
Центральный Исполнительный Комитет СССР объединил в себе законодательные и исполнительные функции, для осуществления которых, Конституция предписывала ему созываться на сессии три раза в год, а между ними высшим законодательным и исполнительным органом был Президиум, состоявший из 21 человека.
-
Современный постсоветский этап развития государственного управления в России характеризуется построением на демократических принципах, разделении властей и существовании системы сдержек и противовесов между ними.