Общая характеристика информационного обеспечения государственного управления
Активное развитие глобализационных процессов и совершенствование информационных технологий в последние десятилетия, привели к абсолютному признанию за информацией роли важнейшего средства организации и регулирования жизни людей, в том числе на государственном уровне.
Информационное обеспечение служит одной из форм фиксации и передачи как уже существующих, так и вновь возникающих знаний в области государственно-властного управления.
Информационное обеспечение следует понимать как совокупность источников содержащих информацию, а также необходимых инструментов (средств, методов и технологий) для работы с информацией, направленных на ее получение, обработку, накопление и выдачу.
В свою очередь управленческая информация, являясь частью социальной информации в целом, обособляется по критериям направленности на обслуживание государственно-правовых процессов формирования и реализации управленческих воздействий.
Таким образом, информация составляет основу государственного управления. В связи с чем, существо государственного управления может быть выражено как непрерывный процесс поиска, фиксации, анализа и распространения общественно-полезной информации, связанной с деятельностью людей.
Цели, задачи, источники информационного обеспечения государственного управления
Говоря о цели информационного обеспечения государственного управления, в качестве таковой следует понимать получение на основе анализа исходных данных качественной, обработанной информации, которая, в свою очередь, кладется в основу принятия эффективных управленческих решений.
Данная цель в государственном управлении достигается посредством последовательного решения ряда задач:
- сбор первичной информации и ее аккумулирование;
- распределение полученной информации внутри системы государственного управления – структурными подразделениями государственных органов и их должностными лицами;
- подготовка к переработке и последующая переработка информации;
- предоставление органу государственного управления информации в переработанном, пригодном для использования виде и ее последующий анализ;
- обеспечение прямых и обратных связей ее перемещения;
- и т.д.
Все это невозможно эффективно делать без средств вычислительной техники и новых информационных технологий. В свою очередь, эффективность принимаемых решений зависит от качества информации, средств и методов ее обработки.
Поскольку государственное управление представляет собой сложную неоднородную систему социального регулирования, неоднородны и источники информационного обеспечения соответствующей деятельности. Так, могут быть выделены следующие источники информационного обеспечения государственного управления:
- Источники правового регулирования, нормы которых наделяют органы государственной власти и их должностных лиц правом принятия конкретных управленческих решений или совершения действий, в порядке и на условиях определенных соответствующими нормативно-правовыми актами;
- Поступающие в органы государственной власти обращения граждан, направленные на реализацию своих законных интересов и субъективных прав;
- Направляемые в условиях субординации, обязательные для исполнения указания вышестоящих государственных органов, направленные на повышения качества и эффективности деятельности государственных органов;
- Выявляемые в рамках контрольных мероприятий факты и явления, имеющие место в деятельности органов государственной власти, анализ которых позволяет с одной стороны, сделать вывод о состоянии управляемых объектов, а с другой – уровень эффективности деятельности субъектов управления;
- Информация о кризисных явлениях, то есть проблемных, конфликтных и экстремальны ситуациях природного и антропогенного характера, требующих оперативного вмешательства государственных органов и конкретных должностных лиц.
Кроме того, существующая внутри вышеназванных источников информация также может быть проклассифицирована:
- По источнику возникновения: официальную и неофициальную;
- По временной характеристике: информация о прошлом, текущем, о будущем состоянии управляемого объекта;
- По широте распространения: общегосударственную, региональную, местную, локальную;
- По расположению в структуре государственного аппарата: горизонтальную и вертикальную.