Подходы к анализу государственного управления
В отечественной и мировой юридической науке, анализ института государственного управления, традиционно, проводится для целей определения его места в государственном политическом процессе. Результатом такого анализа стало формирование двух подходов к пониманию государственного управления, о которых ниже пойдет речь.
Представители первого, более широкого подхода, анализируя государственное управление, приходят к выводу о необходимости его понимания следующим образом:
Государственное управления является частью социального управления, в этой связи, выполняемые в процессе управления политические и административные функции сливаются воедино.
Такое понимание государственного управления, позволяет сделать вывод о том, что на государственном уровне процесс принятия управленческих решений недопустимо понимать только с позиций административной деятельности, поскольку имеется ярко выраженный политический характер.
Таким образом, процесс управления представляется составной частью политического процесса, как совокупности трех измерений:
- Формального – то есть той совокупности норм и институтов, которая составляет политическую организацию общества;
- Содержательного – отражение осуществляемой государственной политики, в том числе планирование и реализация политических программ и целей;
- Процессуального – политический процесс невозможен без взаимодействия вовлеченных в него субъектов, в этой связи его невозможно исследовать в отрыве от складывающихся отношений между его участниками, существующими интересами и противоречиями, а равно в отрыве от деятельности политический институтов – партий, средств массовой информации и т.д.
Роль и значение государственного управления
Роль государственного управления, в рамках первого подхода, подчинена решению проблем выработки политико-управленческих решений, процесс которой схематически может быть изображен как последовательная смена трех стадий:
- Проблемная ситуация, как точка отсчета политического процесса, в который вовлечено государства. Характеризуется повышенным внимание общественности к определенной социально-значимой проблеме;
- Процессуально-политическая стадия: органы государственного управления формируют список выявленных проблем, решение которых требует государственного вмешательства;
- Стадия принятия политического решения: происходят публичные заявления о путях решения выявленных на предыдущих стадиях проблем, от имени государства его органами и должностными лицами ( с целью снижения социальной напряженности), после чего озвученное претворяется в жизнь.
Представители второго подхода, анализируя сущность государственного управления, предлагают, понимая под ним исполнительно-распорядительную деятельность государства, отделять ее от происходящих в государстве политических процессов. В связи с этим, данных подход именуется также узким, поскольку помимо исключения из государственного управления политических явлений, не включаются также деятельность законодательных и судебных органов государственной власти.
Исследование содержания обоих подходов к анализу места и роли государственного управления, позволяет сделать вывод о большей справедливости и жизнеспособности первого из них, поскольку государство, как известно, является основным институтом политической системы общества, следовательно, государственная управленческая деятельность, реализуемая через совокупность его органов и должностных лиц не может существовать в отрыве от существующих политических процессов.
Более того, понимание государственного управления только через призму административно-распорядительной деятельности обедняет данный институт, поскольку из поля зрения выходят потребности и интересы общества, фактор распределения политических сил внутри органов государственной власти (в особенности выборных), возможные процессы лоббирования интересов экономических и политических элит и разного рода злоупотребления с их стороны, и так далее.