Строительство как объект государственного управления
Строительство – это процесс создания, а также реконструкции различных зданий, строений, сооружений.
Результатом строительной деятельности является создание таких объектов как здания жилого и нежилого назначения, передаточные устройства (к примеру, линии электропередач), сооружения, дороги, каналы, электростанции и прочее. Кроме того, строительная деятельность направлена на модернизацию, реконструкцию и расширение уже действующих объектов строительства.
Со строительной сферой связано значительное количество смежных видов деятельности, таких как проектно-изыскательская, научно-исследовательская, опытно-конструкторская, ремонтная, а также деятельность по сносу или разбору существующих объектов.
Продукция строительства – это результат выполненных работ по освоению капитальных вложений, выражающийся в разнообразных объектах строительства.
Субъектами строительной деятельности являются:
- заказчики – те лица, которые являются будущими собственниками строительных объектов и определяют их назначение и структуру, а также оплачивают строительные работы;
- подрядчики – строительные организации, которые за определенную плату осуществляют производство строительных работ;
- субподрядчики – организации, привлекаемые для выполнения определенных строительных работ генеральным подрядчиком, ответственным за весь процесс строительства.
Основу стремительного развития строительной отрасли составляет высокий уровень индустриализации и урбанизации, выражающийся в развитии промышленных производств и стремлении населения из сельской местности в города.
Строительная деятельность характеризуется определенными особенностями, к числу которых относятся:
- во-первых, неподвижность строительной продукции, требующая высокой степени перемещаемости ресурсов, привлекаемых для осуществления строительных работ вокруг объекта строительства;
- во-вторых, высокая продолжительность производственного цикла;
- в-третьих, высокий уровень материалоемкости производства, требующий существенных расходов на осуществление деятельности и постоянного развития материальной базы;
- в-четвертых, высокая зависимость строительной деятельности от внешних факторов, имеющих вероятностное значение (погодные условия, изменение требований к строительным работам, материальное снабжение и прочее);
- в-пятых, сложность и многообразность системы кооперирования внутри строительной отрасли и со смежными отраслями.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства России как субъект государственного управления строительством
В силу высокой социальной и иной значимости строительной деятельности, данный вид деятельности является одним из основных объектов государственного управления.
На государственной уровне управление строительством возложено на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства России (Минстрой России), которое включено в систему федеральных органов исполнительной власти, реализующих государственную политику в пределах своей компетенции.
Функции Минстроя России в сфере государственного строительного управления сводятся к следующему:
- во-первых, выработка и реализация государственной политики в сфере строительства;
- во-вторых, нормативно-правовое регулирование строительной сферы, архитектурной деятельности, градостроительства, управления жилищно-коммунальной сферой;
- в-третьих, обеспечение эффективности продуктов строительства с точки зрения их энергоснабжения;
- в-четвертых, субсидирование региональных бюджетов с целью осуществления программ в сфере строительства;
- в-пятых, разработка федеральных программ в сфере строительства.
Правовая база функционирования Минстроя России включает такие нормативные акты как Конституция государства, Федеральные конституционные и собственно федеральные законы, акты Президента и Правительства России, иные нормативные документы.
Деятельность Минстроя России осуществляется двум способами:
- во-первых, непосредственно;
- во-вторых, опосредованно, через систему подведомственных органов исполнительной власти федерального и регионального уровней, органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций.
Полномочия Минстроя России в государственном управлении строительством
Состав полномочий Минстроя России в сфере строительства включает:
- внесение проектов нормативных актов на рассмотрение соответствующих государственных должностных лиц или органов государственной власти;
- самостоятельное принятие нормативных актов, регулирующих строительную деятельность, в пределах своей компетенции. Примерами таких нормативных актов являются формы градостроительных планов, разрешений на строительство, на ввод объектов в эксплуатацию и прочее;
- организация проверок достоверности сметной стоимости строительных объектов, формирования и ведения госфонда данных инженерных изысканий и материалов, методической работы в сфере планировки территорий, обучения сотрудников министерства;
- осуществление принятия решений относительно планировки территорий, выдачи разрешительной документации для осуществления строительной деятельности, выдачу документации на ввод в действие строительных объектов, подтверждения технической годности продукции строительства, ведения реестра сметных нормативов, аттестации экспертов в сфере строительства, разработки методов испытаний и правил, технических регламентов, согласования условий разработки документации технического характера, контрольной деятельности в строительной сфере;
- проведение государственной экспертизы документации проектного характера, инженерных изысканий;
- заключение договоров о создании земельного участка искусственного характера;
- организация мероприятий в строительной сфере (выставки, конкурсы, семинары, конференции и прочее);
- обобщение практики и результатов государственной политики в строительной сфере;
- разработка и реализация мер развития конкуренции в строительной отрасли и так далее.