Государственное регулирование территориального развития - это специально организованная системная деятельность органов государственного управления, направленная на обеспечение сбалансированного и устойчивого функционирования региональных систем, ориентированного на улучшение уровня и качества жизни граждан.
Общая характеристика элементов государственного регулирования территориального развития
В качестве субъектов деятельности по государственному регулированию территориального развития можно рассматривать:
- республики;
- края;
- области;
- города федерального значения.
Каждый из указанных субъектов стремится к реализации своих интересов через высшие органы государственного управления законодательного характера и принятие федеральных нормативно-правовых актов;
- российский президент;
- российское правительство, а также министерства;
- органы государственного управления регионального уровня.
Сущность государственного регулирования территориального развития на федеральном уровне состоит преимущественно в оказании государственной поддержки и помощи конкретным регионам. Данная поддержка может носить правовой, экономический, финансовый характер, нацеленный на:
- во-первых, стимулирование развития региона;
- во-вторых, активизацию социальной мобильности граждан на территории региона;
- в-третьих, формирование условий, обеспечивающих становление полюсов роста, имеющих социальную значимость;
- в-четвертых, оперативное реагирование в отношении предотвращения и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Принципы государственного регулирования территориального развития
Государственное регулирование территориального развития осуществляется в соответствии с рядом принципов, к числу которых относятся следующие:
- принцип обоснованности необходимости государственного регулирования. Государственное регулирование территориального развития обусловлено нехваткой прав или ресурсов, которые необходимы регионам при самостоятельном решении определенных социально-экономических проблем;
- принцип легитимности. Основы государственного регулирования территориального развития должны составлять нормативно-правовые акты специального и общего характера;
- принцип региональной инициативы и регионального исполнения. Решения федеральных властей по вопросам государственного регулирования территориального развития должны быть согласованы с инициативами и мнением органов государственного управления регионального уровня. Эти решения необходимо проецировать на уровень региона для получения всесторонней поддержки органов государственного управления регионального уровня и обеспечения эффективной реализации мер государственного регулирования территориального развития;
- принцип целевого характера. Суть данного принципа состоит в том, что любые меры и программы территориального развития должны иметь конкретные цели, определяемые в соответствии с всесторонним анализом социально-экономического развития региона. Действия органов государственного управления по осуществлению территориального развития должны носить последовательный характер;
- принцип сопряженности основных целей и результатов. Меры государственного регулирования территориального развития должны отмечаться стратегическим характером, иметь долгосрочные цели, характеризоваться агрессивно-наступательной тактикой, подразумевающей перестройку ситуации под себя, а не реакцию на ситуационные изменения;
- принцип установления временных границ. Государственное регулирование территориального развития может отличаться длительностью, но не может иметь неопределенный срок. Каждый регион должен быть поставлен перед фактом четкого осознания сроков оказания государственной поддержки;
- принцип адекватности реакции регионов, получающих государственную поддержку в виде набора определённых действий, основанных на применении ресурсосберегающих технологий. Регионы, получающие государственную поддержку, должны сами предпринимать какие-либо действия, а не только пользоваться результатами для поддержки;
- принцип системной обоснованности различных видов государственной поддержки региона. Разные виды государственной поддержки и территориального развития региона должны быть согласованы между собой и обеспечивает эффективность использования средств и освоение ресурсов. Виды государственной поддержки должны иметь взаимную увязку между друг другом;
- принцип адресности. Государственная поддержка территориального развития должна иметь конкретный адресный характер, поддержку следует оказывать нуждающимся территориям, а не регионам в целом.
Направления государственного регулирования территориального развития
В качестве приоритетных направлений государственного регулирования территориального развития можно обозначить следующие:
- во-первых, повышение адресности государственной поддержки развития отдельных территорий;
- во-вторых, стимулирование развития территорий, которые не могут самостоятельно развиваться;
- в-третьих, активизация и ресурсная поддержка социальной мобильности граждан отдельных регионов;
- в-четвертых, формирование условий, обеспечивающих возникновение и функционирование «точек потенциального роста»;
- в-пятых, обеспечение реализации отдельными регионами и территориями общегосударственных функций;
- в-шестых, формирование и поддержка специфических организационно-правовых режимов на особых территориях;
- в-седьмых, оперативное реагирование на образование зон бедствий стихийного, техногенного и иного характера.
Государственная поддержка территориального развития должна носить селективный характер, требующий построения жесткой системы отбора нуждающихся в поддержке регионов.