Государственное регулирование структурных сдвигов в экономике – это целевая структурная политика, обосновывающая цели и характер структурных преобразований экономической системы, выработку мер, направленных на поддержку тех ее элементов, которые способны обеспечить экономический рост и решение экономических проблем.
Необходимость государственного регулирования структурных сдвигов в экономике
Экономика любого государства имеет структуру, характеризующуюся отсутствием однородности, наличием соответствующей иерархии и пропорциями между ее элементами. Структурное развитие экономики находит выражение через количественные и качественные экономические изменения.
Рыночная экономика в ходе своего функционирования находится в неразрывной связи с качественными и количественными изменениями структуры, реализацией эффективной структурной политики органов государственного управления.
Любое изменение экономической системы носит структурный характер, обусловленный наличием взаимосвязи между различными элементами этой системы. Однако, необходимо отметить, что не каждый сдвиг экономической системы ведет к существенному изменению экономики.
Структурный сдвиг – это любое существенное изменение внутреннего строения экономической системы, взаимосвязи ее элементов, закономерности реализации взаимосвязей.
Проявлением структурных сдвигов экономики является динамика положения элементов, пропорций, удельного веса, иных количественных характеристик экономической системы и ее элементов.
Государственное регулирование структурных сдвигов в экономике необходимо в связи с тем, что стихийно-рыночные структурные сдвиги могут обеспечить формирование существенных диспропорций, перекосов в экономической системе, они игнорируют социальную значимость сфер деятельности и отраслей, а также иные значимые для общества и власти факторы.
Решение проблемы диспропорциональности национальной экономики и оптимизации ее структуры является объектом структурной политики, представляющей собой деятельность по обоснованию целей, особенностей и порядка структурных преобразований, реализуемых по отношению к экономическим процессам с целью обеспечения экономического роста и решения экономических проблем. В широком смысле структурная политика государства обладает такой значимостью, что ее можно рассматривать в качестве общей стратегии, направленной на максимизацию экономического роста, реализацию приоритетных проектов и программ государственного развития.
Для российской экономики проблема государственного регулирования структурных сдвигов имеет огромную значимость, поскольку основным недостатком российский экономической системы следует признать перекос в сторону сырьевых отраслей экономики.
Сущность и типы государственного регулирования структурных сдвигов экономики
Государственное регулирование структуры национальной экономики осуществляется в контексте внутреннего и внешнего регулирования, стратегического и тактического решения проблем. Структурная стратегия развития государства выступает в качестве долговременного курса, направленного на обеспечение комплексного решения крупномасштабных экономических задач. Тактика структурного регулирования экономики включает в себя совокупность методов и приемов, обеспечивающих решение стратегических задач и достижение стратегических замыслов.
Государственная структурная политика призвана обеспечить сбалансированность экономики, поддержание таких ее пропорций, которые формируют устойчивость народного хозяйства и обеспечивают органичность его вхождения на мировой рынок.
Различают следующие типы государственного регулирования структурных сдвигов в экономике:
- во-первых, активное государственное регулирование;
- во-вторых, пассивное государственное регулирование.
Активное государственное регулирование структурных сдвигов экономики подразумевает использование государственных рычагов, обеспечивающих ускорение прогрессивных структурных сдвигов. Такую политику применяют такие страны как Южная Корея, Япония, Сингапур.
Пассивное государственное регулирование структурных сдвигов в экономике подразумевает формирование государством нормативно-правовой базы, обеспечивающей свободу переливания капитала и труда из отрасли в отрасль без непосредственного вмешательства в осуществление инвестиционных процессов по отношению к отдельным отраслям. Такой вид политики характерен для Великобритании и Соединенных Штатов Америки. Его основное отличие от активного государственного регулирования структурных сдвигов в экономике состоит в более длительном периоде реализации и высоких социальных затратах.
Методы государственного регулирования структурных сдвигов в экономике
Всю совокупность методов, применяемых государством для регулирования структурных сдвигов в экономике, можно разделить на две группы:
- во-первых, методы прямого регулирования;
- во-вторых, методы непрямого регулирования.
Первая группа методов включает в себя:
- оказание финансовой помощи посредством предоставления субсидий, дотаций, инвестиционных надбавок, займов, предназначенных для развития отдельных производств, отраслей или регионов;
- организацию и использование системы государственного заказа;
- применение методов индикативного планирования.
Вторая группа методов включает в себя:
- предоставление кредитных и налоговых льгот в разрезе отдельных отраслей и производств, наделенных приоритетной значимостью;
- реализацию политики ускоренной амортизации, экспортно-импортной и ценовой политики, включая изменение экспортных и импортных тарифов.
Задачи государственной власти при реализации структурной политики состоит в выборе методов, отвечающих реальным потребностям конкретной экономики. Особенности экономического развития каждого государства необходимо учитывать при формировании структурной политики.