Государственное регулирование социально трудовых отношений в городе – это разновидность государственной политики, направленная на упорядочивание системы трудовых отношений на территории городов, их оптимизацию и обеспечение нормативно-правовой базой.
Сущность социально-трудовых отношений. Их специфика в городе
Социально-трудовые отношения представляют собой объективно существующие взаимодействия и взаимосвязи субъектов социально-трудовых отношений в процессе осуществления труда.
Социально-трудовые отношения выражают возникающие связи между физическими лицами, между юридическими и физическими лицами в процессе осуществления трудовой деятельности.
Социально-трудовые отношения в городе отличаются определенной спецификой, обусловленной особенностями организацией рынка труда городских поселений. Рынок труда в городе выполняет функцию основного регулятора движения и рационального использования рабочей силы.
Рынок труда представляет собой систему общественных отношений, обусловленных наймом рабочей силы и предложением труда, то есть его куплей-продажей. Рынок труда представляет собой сферу трудоустройства, обеспечивающую взаимодействие покупателей и продавцов специфического товара, то есть труда.
К особенностям городского рынка труда можно отнести следующие характеристики:
- во-первых, широкий спектр предлагаемых вакансий, а также широкое предложение рабочей силы различной квалификации, опыта, профессионального состава;
- во-вторых, структурными несоответствиями состава спроса и предложения на рынке труда;
- в-третьих, высокий уровень динамичности показателей, обусловленный мобильностью рабочей силы, изменчивостью производственной структуры, воздействием иных факторов.
Особенности государственного регулирования социально-трудовых отношений в городе
Объектом государственного регулирования социально трудовых отношений в городе выступают многообразные процессы данной сферы, к числу которых относятся:
- во-первых, формирование уровня жизни населения и минимальных доходов;
- во-вторых, социальное обслуживание отдельных категорий граждан;
- в-третьих, социальное страхование;
- в-четвёртых, формирование и развитие рынка рабочей силы;
- в-пятых, формирование и поддержка партнерских отношений работодателей и работников;
- в-шестых, регулирование безработицы и занятости;
- в-седьмых, регулирование миграционных и социально-демографических процессов;
- в-восьмых, обеспечение гарантии социально-трудовых условий труда работников, охраны труда и достойного уровня заработной платы;
- в-девятых, соблюдение требований трудового законодательства и так далее.
В качестве важнейших направлений социальной политики в трудовой сфере можно обозначить:
- во-первых, обеспечение защиты доходов граждан, нейтрализацию их обесценивания из-за инфляции;
- во-вторых, формирование потребительской корзины, обеспечивающей сохранение здоровья и жизнедеятельности граждан, определение на ее основе показателя прожиточного минимума городского населения.
Государство выполняет определенные социальные функции в системе трудовых отношений, что налагает на него социальную ответственность перед населением и формирует условия, необходимые для развития трудового потенциала.
К субъектам регулирования социально-трудовых отношений в городе наряду с органами государственной власти относятся также органы муниципального управления законодательного, исполнительного и судебного характера, которые определяют целевую установку, задачи и приоритеты, а также нормативно-правовое регулирование социальной политики городского поселения и проводят непосредственную практическую работу, направленную на реализацию этой политики.
Государственное регулирование социально-трудовых отношений в городе подразумевает формирование нормативно-правовой базы осуществления трудовой деятельности.
Законодательство в сфере трудовых отношений призвано обеспечивать установление государственных гарантий трудовых прав и свобод населения, формировать благоприятные условия труда, защищать интересы и права работников и работодателей. Исполнительные органы государственной власти обеспечивают исполнение законодательства в социально-трудовой сфере. Судебная власть обеспечивает регулирование социально-трудовых отношений в случае возникновения конфликтов и нарушения трудового законодательства.
Трансформация социально-трудовых отношений обеспечивается воздействием множества внутренних и внешних факторов, что требует организации непрерывного наблюдения за состоянием социально-трудовых отношений с целью отслеживания их динамики и оперативного реагирования на негативные тенденции, способные спровоцировать социальную напряженность среди городского населения. Решение этой проблемы обеспечивается проведением постоянного всероссийского мониторинга социально-трудовых отношений, представляющего собой систему перманентного наблюдения за фактическим состоянием социально-трудовых отношений.
Государственное регулирование социально-трудовых отношений в городе направлено на обеспечение оплаты труда, достойного уровня жизни граждан, роста качества труда, регулирование занятости, образования, здравоохранения, социальной защиты населения, согласованности интересов субъектов социально-трудовых отношений на основе принципа партнерства.
Государственное регулирование социально-трудовых отношений в городе на сегодняшний день фактически не имеет особой специфики по сравнению с другими видами муниципальных образований, за исключением более высокой динамичности этих отношений в условиях городского поселения.
Государство стремится обеспечить максимальную занятость городского населения, удовлетворить потребность рынка в рабочей силе, сохраняя при этом населении и работников в других типах поселений, к примеру, сельских. Город выступает более привлекательным объектом для рабочей силы по сравнению с другими типами муниципальных образований за счет предоставления больших возможностей, что создает перенасыщенность рынка труда.