Малое и среднее предпринимательство – это форма производственной и коммерческой деятельности, которая отличается относительно небольшими объемами производства, товарооборота, выручки, привлеченных ресурсов и т.д.
Сущность малого и среднего предпринимательства и необходимость его развития
Особое место в экономической системе современных развитых стран мира занимает малое и среднее предпринимательство. Во многих странах доля малого и среднего бизнеса в ВВП составляет около 50-60%.
Малое и среднее предпринимательство осуществляется самостоятельно в форме изготовления и продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг с целью систематического получения прибыли. Идентифицирующими характеристиками малого и среднего бизнеса обычно являются средняя численность персонала (для малых предприятий – не более 100 человек, для средних предприятий – не более 250 человек) и размер доходов от продажи продукции.
Необходимость развития малого и среднего предпринимательства обусловлена теми положительными результатами, которые, как правило, приносит экономике осуществление данного процесса:
- Увеличение численности собственников и формирование, тем самым, среднего класса, который выступает в качестве основы социально-экономической и политической стабильности в обществе;
- Создание дополнительных рабочих мест, благодаря чему повышается занятость населения, его уровень жизни, а также снижается дифференциация его денежных доходов;
- Личностная самореализация большого числа людей, что значительно улучшит социально-психологический климат в обществе;
- Разработка и реализация новых предпринимательских идей, технологий производства, способов обслуживания клиентов, т.е. поддержка научно-технического развития;
- Повышение устойчивости экономического развития через рост уровня конкуренции в экономике (формирование конкурентной среды);
- Обеспечение (снабжение) крупных предприятий в небольших деталях, полуфабрикатах и т.д.
Перечисленное выше можно назвать функциями малого и среднего бизнеса, выполнение которых проявляет сущность и значение этой формы экономической деятельности.
Потребность в государственном регулировании малого и среднего бизнеса
Отмеченное большое значение малого и среднего предпринимательство для экономического развития общества обуславливает необходимость государственного регулирования данного вида деятельности. В данном случае речь пойдет про частный случай, одно из направлений государственного регулирования экономики как таковой.
Дополнительная потребность в государственном регулировании развития малого и среднего предпринимательства заключается в том, что предприятия этой категории в большей степени, чем крупные компании и корпорации, ощущают на себе негативное влияние цикличного развития экономики.
В силу небольшого масштаба деятельности малые и средние предприятия в большинстве своем не имеют возможности сформировать резервы в достаточном объеме. А поскольку они непосредственно ориентированы на обслуживание потребителей, на них первыми сказывается снижение доходов населения, которое происходит во время практически любого кризиса.
Содержание государственного регулирования малого и среднего бизнеса
Развитие малого и среднего предпринимательства регулируется государством путем применения специальных методов, которые могут быть административными и экономическими.
Административные методы государственного регулирования экономики заключаются в принуждении экономических субъектов к определенному поведению, в фактическом принятии решений государственными органами вместо них.
Среди административных методов государством в большинстве случаев используются процедуры государственной регистрации и лицензирования. Для того чтобы в национальной экономике быстрее увеличилось количество малых и средних предприятий, государство проводит для них эти процедуры в упрощенном порядке, когда требуется минимум документов, и они занимают мало времени.
Также государственные органы могут воспользоваться таким инструментом, как квотирование, т. е. в некоторых секторах экономики могут выделяться квоты для малых и средних предприятий, которые обеспечат их присутствие на рынке хотя на определенном минимальном уровне.
Экономические методы государственного регулирования экономики заключаются в создании таких условий, которые бы способствовали тому, что экономические субъекты, самостоятельно принимая решения, придерживалась желаемой модели поведения.
Наибольший эффект для развития малого и среднего предпринимательства может оказать реализация налоговой политики. Снижение налоговых ставок, введение налоговых льгот и особых режимов налогообложения, объявление налоговой амнистии значительным образом сокращает издержки малых и средних предприятий, которые благодаря этому могут дальше функционировать и развиваться.
В рамках бюджетной политики государства малые и средние предприятия вправе рассчитывать на получение из бюджета субсидий и дотаций, которые выполняют роль дополнительного источника финансирования. Кроме того, малым и средним предприятиям могут предоставляться особые (привилегированные) условия участия в государственных закупках товаров, работ, услуг.
В денежно-кредитной сфере развитие малого и среднего предпринимательства осуществляется через реализацию государственных программ льготного кредитования (т.е. по сниженным процентным ставкам). Помимо этого, свою роль играют программы государственных гарантий по кредитам малых и средних предприятий.
Таким образом, в настоящее время органы государственной власти используют широкий инструментарий регулирования национальной экономики, который позволяет обеспечить развитие в стране малого и среднего предпринимательства.