Государственное регулирование охоты – это правовое регулирование общественных отношений, связанных с осуществлением деятельности в области охотничьего хозяйства, в том числе и отношений, связанных с содержанием и разведением охотничьих ресурсов, находящихся в искусственной среде обитания или в полувольных условиях.
Принципы государственного регулирования охоты
Специальном федеральным законодательством об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов в качестве базовых начал правового регулирования в рассматриваемой сфере названы:
- обеспечение устойчивых существования и использования охотничьих ресурсов, поддержание биологического разнообразия;
- регламентация дифференцированного правового режима в отношении охотничьих ресурсов исходя из их биологических характеристик, значения для экономики, доступности для использования и иных значимых обстоятельств и факторов;
- участие населения (в том числе общественных объединений) в процессе подготовки решений в отношении охотничьих ресурсов, среды их обитания в рамках, определенных законодательством;
- учет интересов населения, для которого охота выступает основой жизнедеятельности, в частности для малочисленных коренных народов Дальнего Востока, Сибири и Севера России;
- использование способов охоты, орудий охоты в соответствии с требованиями гуманности, без допущения жестокого обращения с животными, в частности при подготовке и дрессировке охотничьих собак;
- открытость и гласность предоставления в пользование охотничьих ресурсов;
- установление объема добычи охотничьих ресурсов исходя из экономических, социальных и экологических условий;
- использование охотничьих ресурсов на платных условиях.
Полномочия государственных органов в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов
Федеральные государственные органы в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов решают следующие задачи:
- регулируют добычу охотничьих ресурсов, в частности определяют нормативы в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов;
- организуют и проводят мероприятия, обеспечивающие сохранение охотничьих ресурсов, которые находятся на особо охраняемых природных федеральных территориях, а также обеспечивают охрану их среды обитания;
- устанавливают процедуру принятия решения по регулированию численности охотничьих ресурсов;
- регулируют численность охотничьих ресурсов, которые находятся на особо охраняемых федеральных территориях;
- определяют процедуру выдачи и аннулирования охотничьих билетов;
- утверждают правила охоты;
- утверждают список видов охотничьих ресурсов, на добычу которых устанавливаются лимиты;
- регламентируют процедуру подготовки и принятия документов, определяющих лимит добычи охотничьих ресурсов;
- утверждают методические рекомендации по распределению разрешений на добычу охотничьих ресурсов между гражданами;
- устанавливают процедуру реализации государственного мониторинга охотничьих ресурсов и их среды обитания;
- реализуют государственный мониторинг охотничьих ресурсов на особо охраняемых федеральных территориях;
- реализуют государственный охотничий контроль на особо охраняемых федеральных территориях и др.
Ряд полномочий федеральных органов в рассматриваемой сфере передается региональным органам власти, при этом региональные органы не могут реализовывать указанные полномочия на особо охраняемых федеральных территориях. Итак, к числу переданных полномочий региональных органов власти в рассматриваемой сфере относятся следующие:
- организация и реализация сохранения и использования охотничьих ресурсов, среды их обитания;
- определение в соответствии с процедурой регламентированной федеральным законодательством лимитов добычи и квот на добычу охотничьих ресурсов;
- регулирование численности охотничьих ресурсов;
- установление видов разрешенной охоты, а также установление ограничений на охоту в угодьях, расположенных на региональной территории;
- организация ведения государственного охотхозяйственного реестра на региональной территории;
- реализация государственного мониторинга охотничьих ресурсов на региональной территории и др.
Региональные органы власти в рассматриваемой сфере осуществляют следующие полномочия:
- утверждают схему размещения, использования и охраны охотничьих угодий на региональной территории;
- разрабатывают и утверждают нормы добычи охотничьих ресурсов в отношении ресурсов, по которым не установлен лимит добычи;
- выдают и аннулируют охотничьи билеты в соответствии с процедурой, регламентированной федеральным органом власти;
- устанавливают перечень охотничьих ресурсов, в отношении которых допускается промысловая охота и др.
Контроль над использованием охотничьих ресурсов
Федеральный охотничий контроль реализуется федеральным органам власти, уполномоченным федеральным правительством, а также уполномоченными региональными органами в рамках переданных Федерацией полномочий по реализации государственного надзора в соответствии с их компетенцией.
Надзор на особо охраняемых федеральных территориях, если управление ими реализуется федеральными бюджетными учреждениями, осуществляют такие учреждения.
Объектом контрольных мероприятий выступает соблюдение организациями, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных федеральным законодательством и подзаконными нормативно-правовыми актами требований в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
Должностные лица, уполномоченные на реализацию контрольных мероприятий в рассматриваемой сфере, наделены следующими полномочиями:
- по изыманию у нарушителей незаконно добытых охотничьих ресурсов и полученной продукции, а также оружия и других орудий добычи;
- по предъявлению исков гражданам и организациям о взыскании средств в счет возмещения ущерба, причиненного охотничьим ресурсам из-за нарушения требований законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов;
- по применению при исполнении должностных обязанностей физической силы, специальных средств и др.