Государственное регулирование миграционных процессов в регионе – это направление внутренней политики государства, опосредующее систему принципов, целей, задач и мероприятий, направленных на регулирование процессов перемещения населения из одних региональных территорий в другие.
Понятие миграционных процессов
Миграционные процессы в самом общем виде могут быть охарактеризованы как перемещение населения между государствами, региональными территориями, муниципальными образованиями, результатом которых выступает изменение местопребывания или местожительства физических лиц.
На миграционные процессы оказывают влияние три типа факторов:
- постоянные;
- относительно постоянные;
- переменные.
Последнюю группу составляют экономические, социальные, жилищные, демографические и иные характеристики среды, которые оказывают непосредственное влияние на решение лица о переселении на иную региональную территорию.
Миграционные процессы характеризуются такими понятиями как подвижность и перемещение. Подвижность – это способность населения к перемещению на иную региональную территорию для пребывания или постоянного проживания там, то есть потенциальная возможность миграции. Перемещение – это непосредственно процесс переселения для пребывания или проживания на другой региональной территории. Обычно показатели перемещения значительно ниже показателей подвижности. Иными словами, возможность перемещения не всегда реализуется.
При этом на возможность и последующее перемещение населения влияют значительный объем факторов, определяющих:
- природно-климатические условия жизнедеятельности;
- экономическое благосостояние территории;
- состояние на рынке труда;
- наличие культурной и спортивной среды и пр.
Кроме того, важной характеристикой миграционных процессов является понятие миграционного потока, то есть совокупность переселений, которые совершаются за конкретный период времени в рамках одной территориальной системы. Миграционный поток характеризуется комплексом параметров, включающих половозрастную характеристику мигрирующего населения, семейное положение, образование, профессию, уровень дохода, национальность и пр.
Миграционный поток, в свою очередь, может быть охарактеризован таким параметром как мощность. Мощность связана с двумя факторами:
- численностью населения региональных территорий, между которыми осуществляется перемещение;
- местоположением территорий, между которыми осуществляется перемещение.
Чем выше численность населения региональных территорий, которые участвуют в перемещении, чем ближе такие территории расположены, тем более мощными являются миграционные процессы.
Еще одной важной характеристикой миграционных процессов является приживаемость, то есть способность лица адаптироваться к новой среде или перестроить ее для удовлетворения собственных потребностей.
Государственной политикой в сфере регулирования миграционных процессов на региональном уровне должны учитываться характеристики миграционных потоков для разработки и реализации эффективной системы мероприятий воздействия на такие миграционные потоки.
Направления государственного регулирования миграционных процессов в регионе
Миграционные процессы оказывают существенное влияние на экономическую систему, социальное и демографическое развитие страны, региональных территорий.
На территории России миграционные процессы характеризуются классическим содержанием: из депрессивных региональных территорий население перемещается в экономически и социально стабильные или развитые региональных территорий, центром которых выступают крупные города. Названные миграционные процессы становятся причиной нарушения баланса на рынке труда, в экономических и социальных отношениях, демографических процессов и пр., что требует целенаправленного управленческого воздействия со стороны государства.
Географически миграционные процессы характеризуются следующими направлениями.
Жители Сибири, Дальнего Востока и северных регионов перемещаются в регионы Центрального федерального округа. Это связано не только с более высоким уровнем социально-экономического развития указанных территорий, но и с наиболее благоприятными географическими, климатическими условиями проживания, наличием развитой инфраструктуры, культурной среды и пр.
В крупных городах регионов, из которых происходит отток населения, он частично покрывается потоком населения, прибывающего с прилегающих территорий.
В свою очередь, в центральной России миграционные процессы характеризуются оттоком населения из региональных территорий в столичные центры – Москву, Санкт-Петербург.
Кроме того, региональные территория помимо процессов внутренней миграции переживают процесс перенаселения из Средней Азии, Украины и иных государств. Существует и проблема оттока населения из региональных территорий, прежде всего, более экономически обеспеченного и квалифицированного в развитые государства.
Вышесказанное актуализирует вопросы государственного регулирования миграционных процессов в регионе. Основные цели, инструменты и принципы регулирования миграционных потоков определены концепцией регулирования миграционных процессов в России, а также положениями российской миграционной политики.
Государственное регулирование миграционных процессов определяет направления и инструменты воздействия на миграционные процессы, в частности урегулирования процессов внешней миграции и реализацию целевых программ для влияния на процессы внутренней миграции.
Приоритетными направлениями регулирования внутренней миграции являются:
- оптимизация миграционных процессов;
- содействие балансу спроса и предложения на рынке труда;
- достижение баланса между внутренними трудовыми ресурсами и иностранными трудовыми ресурсами;
- разработка инструментов перераспределения трудовых ресурсов между региональными рынками труда;
- использование инструментов для создания и сохранения рабочих мест в тех региональных территориях, где наличествуют высокие показатели оттока населения;
- обеспечение экономической активности на северных, дальневосточных и сибирских территориях страны.