Государственное регулирование финансовой сферы – это финансовая политика государства и соответствующая властная деятельность уполномоченных должностных лиц и органов управления, опосредующая систему принципов, методов, инструментов и мероприятий, направленных на эффективную организацию финансовой системы, обеспечение открытости, прозрачности и эффективности использования финансовых ресурсов государства в целях устойчивого социально-экономического развития, роста экономики и благосостояния населения.
Значение государственного регулирования финансовой сферы
Наиболее острой проблемой в свете обеспечения развития современного российского общества и государства остается российская экономика, которая характеризуется:
- сырьевой направленностью;
- неустойчивостью роста;
- зависимостью от конъюнктуры мировых рынков;
- зависимостью от геополитической ситуации.
Названные негативные аспекты могут быть преодолены только при переходе национальной экономики от экспортно-сырьевой концепции к концепции устойчивого промышленного развития. Устойчивое промышленное развитие требует внедрения инновационных технологий в обрабатывающие производства, что гарантирует ввиду высокой производительности труда наращивания объемов производства продукта, конкурентоспособного на внутреннем рынки и на международном пространстве.
Это актуализирует привлечение инвестиций в российскую экономику, прежде всего в обрабатывающие отрасли за счет эффективного использования механизмов финансовой системы. Наибольшими объемами финансовых ресурсов в России обладают банковские организации и государство. При этом значение инвестиций государства в экономику определяется тем, что частные субъекты, в том числе банковские организации, не заинтересованы в направлении инвестиций в сферы, которые характеризуются социально-экономическое полезностью, но не отличаются относительно быстрой и высокой прибылью.
Поскольку обеспечение благоприятной среды для эффективного развития экономики является одной из ключевых задач государства, а практика функционирования рынка подтверждает, что рыночные механизмы не всегда способны обеспечить эффективное саморегулирование, роль государства в управлении экономическими процессами крайне высока.
Задачи, стоящие перед российской экономикой, определяют и задачи государственного регулирования финансовой сферы. Только эффективное открытое управление финансовыми ресурсами позволит:
- повысить уровень благосостояния российского населения;
- гарантировать устойчивое экономическое развитие;
- содействовать инвестиционной активности;
- обеспечить оборону страны;
- реализовать иные стратегически значимые цели социально-экономического развития государства.
Для решения указанных задач в России разработана и реализуется государственная программа «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков». Мероприятия указанной программы направлены на формирование среды для устойчивого роста экономики при сохранении экономической стабильности и исполнении принятых на себя обязательств.
Положительные аспекты государственного регулирования финансовой сферы
В России государственное регулирование финансовой сферы организуется на законодательном уровне посредством утверждения системы полномочий, принципов, методов и инструментов финансового управления, реализуемых уполномоченными органами и иными субъектами финансовых отношений. При этом повышение эффективности государственного регулирования в финансовой сфере организуется и реализуется посредством утверждения стратегических документов, в частности государственной программы «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков».
По результатам реализации мероприятий указанной программы достигнуты следующие положительные результаты:
- законодательно зафиксированы принципы долгосрочной реализации бюджетной политики исходя из новых бюджетных правил, что, в свою очередь, формирует среду для сокращения зависимости экономики и финансов государства от внешней конъюнктуры, а в последующем должно обеспечить стабильность и предсказуемость экономических, налоговых, финансовых условий хозяйствования и жизнедеятельности российского населения;
- сформирована нормативно-правовая база для проведения мероприятий долгосрочного бюджетного планирования, утвержден бюджетный прогноз в долгосрочной перспективе, что позволяет гарантировать открытость и прозрачность функционирования бюджетной системы, предсказуемость условий бюджетных правоотношений, принципов реализации бюджетно-налоговой политики;
- реализована система мероприятий по повышению стратегической и оперативной эффективности управления финансовыми ресурсами, в том числе за счет повышения подконтрольности таких ресурсов посредством систематического анализа и оценки бюджетных и налоговых расходов;
- сформирована нормативно-правовая и методическая основы для осуществления инициативного бюджетирования на региональных и муниципальных территориях;
- утверждены правила составления проектов бюджетов Федерации и внебюджетных фондов страны;
- утверждена нормативно-методическая база по вопросам разработки и осуществления государственных программ и обеспечена взаимосвязь структуры расходов бюджета Федерации и структуры государственных программ;
- внедрена прозрачная система закупок продукта для государственных и муниципальных нужд, которая включает общие правила закупки, централизованное размещение сведений относительно закупки на едином информационном ресурсе, обеспечивающем открытый доступ для всех претендентов на участие в закупке;
- обеспечена стандартизация правового регулирования мероприятий муниципального и государственного финансового контроля, в том числе утверждены единые принципы, требования и подходы к организации контрольной деятельности;
- систематизированы и проанализированы налоговые расходы на всех уровнях бюджетной системы страны и др.