Государственное регулирование деятельности предприятий ЖКХ – это специальное направление жилищной политики и соответствующая деятельность уполномоченных органов, опосредующая систему принципов, методов и мероприятий, направленных на обеспечение населения коммунальными услугами высокого качества по оптимальной стоимости.
Значение государственного регулирования деятельности предприятий ЖКХ
ЖКХ представляет собой систему предприятий и служб, деятельность которых предполагает обслуживание населения муниципальных образований. С утверждением рыночных принципов хозяйствования сфера ЖКХ претерпела существенные преобразования. Муниципальные жилищные предприятия фактически стали монополистами в сфере ЖКХ, особенно на территориях небольших муниципальных образований, поскольку у таких предприятий наличествуют источники постоянного финансирования, которые не зависят от эффективности их работы (в отличие от субъектов частного бизнеса). Указанное предопределяет низкую заинтересованность предприятий ЖКХ в совершенствовании собственной деятельности, в повышении качества предоставляемых услуг и оптимизации их стоимости.
Рассмотренная негативная тенденция отражается и на местном бюджете. Несмотря на утверждение рыночной системы хозяйствования, система управления предприятиями ЖКХ во многом сохранила черты трестовского управления. Этим обусловлена необходимость преобразования государственного и муниципального регулирования деятельности предприятий ЖКХ, прежде всего, за счет сокращения участия органов местного самоуправления в сфере услуг ЖКХ.
Содержание государственного регулирования деятельности предприятий ЖКХ
Государственное регулирование деятельности предприятий ЖКХ включает в себя два уровня:
- региональный уровень предполагает, что региональные органы обеспечивают поддержку муниципального управления в развитии ЖКХ, а также осуществляют оценку эффективности деятельности муниципальных органов в сфере ЖКХ;
- федеральный уровень регулирования деятельность предприятий ЖКХ предполагает законодательное регулирование ЖКХ, разработку и утверждение стратегических документов развития сферы ЖКХ.
При этом вопросы управления ЖКХ распределены между органами специальной компетенции исходя из содержания объекта управления. Так, например:
- Министерство регионального развития РФ осуществляет стратегическое развитие сферы;
- Федеральная служба по тарифам определяет ценовую политику отрасли;
- Росстат осуществляет мониторинг функционирования отрасли, прогнозирование ее развития;
- Минфин реализует функции контроля и учета в отрасли и пр.
Приоритетными направлениями государственного регулирования деятельности предприятий сферы ЖКХ являются:
- повышение устойчивости функционирования отрасли;
- стимулирование развития отрасли и привлечение в отрасль частного капитала;
- модернизация инфраструктуры отрасли и др.
Основной проблемой отрасли остается слаборазвитая конкуренция, что не позволяет сократить издержки, внедрить инновации, оптимизировать стоимость услуг и повысить качество услуг в отрасли. Указанное актуализирует совершенствование государственного регулирования деятельности предприятий ЖКХ, в том числе разработку и утверждение эффективных инструментов конкурсного отбора организаций для реализации жилищно-коммунальных услуг. Это позволило бы обеспечить финансовую устойчивость отрасли, повысить ее инвестиционную привлекательность.
Направления совершенствования государственного регулирования деятельности предприятий ЖКХ
В качестве двух важнейших направлений совершенствования государственного регулирования деятельности предприятий ЖКХ можно выделить:
формирование правовых основ для демонополизации отрасли и развития конкуренции. С этой целью разрабатывается специальное федеральное законодательство, регулирующее вопросы:
- конкурсного отбора предприятий для реализации жилищно-коммунальных услуг;
- поддержки конкуренции в отрасли;
- использования инструментов государственно-частного партнерства для привлечения в отрасль частного капитала.
Реализация последнего направления предполагает использование следующих инструментов:
- формирование благоприятной институциональной среды для привлечения инвестиций частного бизнеса в проекты развития ЖКХ;
- поддержка частных финансовых ресурсов за счет субсидий региональных бюджетов, направляемых на финансирование региональных программ развития отрасли, прежде всего обновление инфраструктуры отрасли;
- утверждение стандартов привлечение заемных ресурсов предприятиями ЖКХ и утверждение общих процедур взаимодействия муниципальных органов публичного управления, предприятий ЖКХ, финансовых институтов, инвесторов для обновления отрасли, ее прогрессивного развития;
- разработка целевых программ модернизации инфраструктуры ЖКХ в муниципалитетах;
- направление субсидий бюджета местного уровня для софинансирования ЖКХ совместно с частыми финансовыми ресурсами;
- передача в долгосрочную аренду или на основании концессионного соглашения объектов ЖКХ представителям частного бизнеса и др.
Отдельного внимания заслуживают вопросы тарифного регулирования, которое требует установления баланса между интересами поставщиков услуг и потребителей услуг. Приоритетными направлениями совершенствования государственного регулирования в сфере тарифов ЖКХ являются:
- утверждения тарифов коммунальных услуг на долгосрочной основе;
- установление размера тарифов исходя из качества и надежности поставляемых потребителям жилищно-коммунальных ресурсов;
- утверждение тарифных рамок при учете инвестиционных затрат;
- повышение доступности с точки зрения стоимости услуг, предоставляемых предприятиями ЖКХ, за счет реализации мероприятий по ресурсосбережению и мероприятий социальной поддержки наиболее уязвимых слоев населения.
Решение задач повышения качества жилищно-коммунальных услуг при оптимизации стоимости актуализирует утверждение рыночных закономерностей функционирования отрасли ЖКХ. Это требует как правового обеспечения, так и внедрения новых технологий управления, в том числе партнерства с частным бизнесом.