Государственное планирование и регулирование экономики – это специальное направление внутренней политики, опосредующее властное воздействие должностных лиц и органов публичного управления на экономические отношения и связанные с ними иные общественные отношения для обеспечения эффективного социально-экономического развития территории и благосостояния населения преимущественно за счет реализации комплексных стратегий и программ развития и программ в конкретных сферах хозяйственной деятельности.
Понятие и значение государственного планирования экономики
Государственное планирование экономики в российской действительности имеет длительную историю, которая во многом обусловлена специфическими характеристиками советской экономической системы. До 1990-х гг. планирование экономики характеризовалось в качестве одной из базовых функций государства. Разработка планов и прогнозов осуществлялась специальными научными институтами Госплана, а советской наукой были разработаны разнообразные прикладные модели государственного планирования экономики.
В советский период планирование экономики предполагало как централизованное планирование со стороны государства, так и планирование хозяйственной деятельности предприятиями и объединениями. В качестве основного периода государственного планирования экономики использовался пятилетний период. Пятилетние государственные планы характеризовались отсутствием гибкости, поскольку план разрабатывался конкретным органом публичного управления и утверждался на съездах партии, потому корректировать его не представлялось возможным. В свою очередь, пятилетние планы дробились на годовые.
Государственные планы включали в себя следующие важные аспекты:
- устанавливали конечные результаты функционирования народного хозяйства и определяли методы их достижения;
- фиксировали направления преодоления крупных экономических проблем, решения экономических задач;
- утверждали направления отраслевого и территориального развития;
- предусматривали реализацию комплексных программ социально-экономического, научно-технического и иного характера.
Как демонстрирует отечественная практика, плановая экономика являлась не самым эффективным инструментом государственного регулирования и планирования экономики.
С распадом Советского Союза и коренным преобразованием общественно-государственного устройства государственное управление и планирование экономики претерпело существенные изменения: Госплан был ликвидирован, а экономические отношения стали регулироваться законами свободного рынка.
Однако и сегодня планирование экономического развития выступает одной из главных функций государства: планирование и государственного регулирование экономики направлено на преодоление кризисов рынка, когда экономические отношения не могут быть эффективно урегулированы законами свободного рынка.
Для эффективного расходования бюджетных ресурсов и обеспечения социально-экономического развития в долгосрочной перспективе планирование необходимо, поскольку оно решает следующие задачи:
- позволяет выстроить модель развития экономики исходя из влияния внешних и внутренних факторов в долгосрочной перспективе;
- выработать инструменты и методы воздействия на экономические отношения для обеспечения их эффективного развития;
- увязать бюджетные ресурсы с конкретными мероприятиями, целями, задачами и параметрами социально-экономического развития в конкретный период.
Таким образом, государственное планирование экономики можно охарактеризовать как специальную деятельность должностных лиц и органов публичного управления по разработке и реализации экономической политики, которая включает в себя:
- исследование текущего состояния экономики;
- разработку прогнозов развития экономических отношений;
- выявление инструментов, методов и мероприятий, способных обеспечить эффективное социально-экономическое развитие в долгосрочной перспективе при использовании утвержденного объема ресурсов для достижения конкретных параметров развития.
Понятие и значение государственного регулирования экономики
Государственное планирование экономики выступает неотъемлемым элементом государственного регулирования экономики, то есть организации властного воздействия на экономические отношения с учетом закономерностей функционирования свободного рынка для обеспечения в долгосрочной перспективе социально-экономического развития и благосостояния населения конкретной территории.
Государственное регулирование экономики осуществляется по различным направлениям, в том числе за счет:
- нормативно-правового регулирования экономических отношений, в частности установления принципов регулирования экономических отношений, установления правового статуса субъектов экономических отношений и пр. Так, в системе демократического политического устройства субъекты экономических отношений признаются равными, равная защита обеспечивается всем формам собственности, а субъекты признаются свободными во взаимном определении прав и обязанностей;
- обеспечения антимонопольного регулирования, то есть создания среды для развития конкуренции, что обеспечивает рост качества продукта и реализацию конкурентных преимуществ отечественной экономики на международном пространстве;
- распределения дохода населения за счет введения налогов и установления социальных выплат в отношении социально уязвимых слоев населения;
- поддержки научной деятельности, прежде всего в сферах, связанных с инновационным обновлением экономики;
- контроля в отношении использования природных ресурсов;
- поддержки приоритетных для социально-экономического развития отраслей или направлений хозяйствования, в частности поддержка малого и среднего бизнеса, который играет ключевую роль в современных экономических системах;
- обеспечения производства общественно значимых благ и др.
Сегодня в России активно разрабатываются и реализуются стратегии и программы развития в отдельных отраслях экономики, а также комплексные стратегии и программы развития.