Государственное и муниципальное управление – это формы организации публичного управления на территории государства и местных сообществ, опосредующие функционирование системы должностных лиц и органов управления, которые на основе законодательно регламентированных принципов, методов, инструментов реализуют функции и задачи публичного управления на конкретной территории.
Значение государственного и муниципального управления
Управление выступает имманентно присущей всякой организованной системе функции. Благодаря управлению обеспечивается целостность системы, обеспечение эффективного ее функционирования и решение целей и задач, которые стоят перед ней.
Итак, сущность управления можно определить как поддержание системы в эффективном состоянии, обеспечиваемом упорядочиванием ее элементов и связей между ними.
Социальное управление, в свою очередь, представляет развитый тип управления, которое предполагает влияние субъекта управления на общественные отношения для их упорядочения и развития. История общественного государственного устройства демонстрирует, что управление является необходимым элементом всякого общества.
Через государственное и муниципальное управление как формы публичного управления осуществляется процесс властного воздействия на общественные отношения для обеспечения социально-экономического развития территорий, обеспечения прав личности и решения иных социально значимых задач, а также внутриорганизационного управления, направленного на распределение полномочий между элементами системы государственного и муниципального управления для эффективной реализации властного воздействия.
Итак, система государственного и муниципального управления решает множество социальных, экономических, финансовых, экологических, организационных или иных задач. Эффективность функционирования современного государства напрямую связана с эффективностью функционирования государственного и муниципального механизма управления, что актуализирует теоретическое осмысление опыта государственного и муниципального управления в зарубежных государствах.
Государственное управление в зарубежных странах
Прежде всего, необходимо отметить, что система государственного управления, а именно принципы, методы, инструменты, процедуры функционирования государственного механизма и оказания властного воздействия на общественные отношения зависит от значительного числа факторов. Так, на формирование системы государственного управления оказывают влияние демографические, экономические, экологические, природно-географические факторы объективной действительности. В современных государствах на систему государственного управления наибольшее влияние оказывает:
- уровень общественно-политического развития;
- уровень обеспечения прав и свобод личности в общественном и государственном устройстве.
Большинство современных демократических государств, к числу которых относятся США, страны Европы, выстраивают систему государственного управления исходя из основных демократических принципов:
- обеспечения прав и свобод личности;
- обеспечения законности и правопорядка;
- обеспечения демократических процедур формирования власти, участия населения в управленческих процессах;
- обеспечения разделения властей и независимости судебной системы и др.
Так, существенное значение для обеспечения прав личности имеет эффективность организации государственного механизма, а именно:
- обеспечение независимости исполнительной, законодательной и судебной властей и их баланса;
- наличие инструментов противодействия узурпации власти одной из ветвей.
Так, например, в соответствии с Конституцией США глава государства не имеет право распустить парламент, а парламент отстранить президента и правительство, за исключением случаев импичмента. При этом президент наделен полномочиями накладывать отлагательное вето на законы парламента, которое может быть преодолено квалифицированным большинством голосов парламента. При этом министры назначаются с согласия сената. Верховный суд реализует функцию конституционного контроля, что позволяет ему признавать законы парламента соответствующими Конституции и недействующими.
В парламентских республиках и монархиях, например, в Великобритании система сдержек и противовесов между ветвями власти устроена иначе. Здесь парламент наделяется правом отправлять в отставку правительство посредством выражения вотума недоверия, а глава государства, в свою очередь, имеет возможность распустить либо правительство, либо парламент, назначив новые выборы.
Муниципальное управление в зарубежных странах
Прежде всего, необходимо отметить, что муниципальное управление в зарубежных странах складывается в двух формах:
- в форме местного самоуправления, что подчеркивает определенную обособленность этой системы от государственной власти и в качестве обязательного признака предусматривает выборность должностных лиц органов местного самоуправления;
- в форме муниципального управления, которое предполагает назначение должностных лиц для управления местными сообществами центральной властью.
Итак, в зарубежных странах сложились две основные модели муниципального управления:
- Британская модель управления, которая соответственно распространена в странах англосаксонской правовой семьи. Особенности ее заключается в том, что графства подчинены местному самоуправлению, они не имеют представителей, назначенных центральной властью. Управление на местах здесь реализуется выборными советами, а, в свою очередь, советы избирают высшее исполнительное лицо – мэра или председателя;
Французская модель муниципального управления сложилась в странах континентальной Европы, к сущностным ее характеристикам относятся баланс на местах государственного управления и местного самоуправления, а именно:
- формирование органов муниципального управления посредством сочетания принципов выборности и назначаемости;
- реализация контрольных мероприятий за органами муниципального управления со стороны государственной власти;
- подробная регламентация правового статуса органов муниципальной власти.