Государственное бизнес-образование – это система подготовки высококвалифицированных управленческих кадров, представляющая собой отдельное направление послевузовского образования, призванного обеспечить рост качества управленческого процесса, как в сфере публичного управления, так и в сфере частного бизнеса.
Сущность и значение бизнес-образования
Рынок труда испытывает постоянную потребность в высококвалифицированном персонале, способном адекватно и быстро реагировать на динамику внешней среды, формировать основы успешного развития хозяйствующих субъектов, органов власти, государства в целом. Вопрос подготовки высококвалифицированных кадров выходит за пределы традиционного вузовского образования.
Мировая система бизнес-образования направлена на подготовку специалистов по бизнес-технологиям посредством системы бизнес-школ, формируемых на базе крупнейших мировых университетов. Бизнес-школы формируют одно из направлений послевузовского образования.
В современном мире каждый специалист стремится обеспечивать свое соответствие общественным запросам посредством непрерывного образования даже по окончании вуза. Такой подход позволяет рассматривать систему бизнес-образования как способ повышения квалификации для лиц, которые уже имеют высшее образование и ориентированы на апгрейд своих знаний в конкретной сферах деятельности или приобретения дополнительного объема специализированных знаний. Послевузовское образование представляет собой элемент Болонского подхода к организации образовательного процесса.
Бизнес-образование является ответом на глобальные вызовы экономики, которая нуждается в развитии. Стремительная динамика бизнес-сферы и внедрение бизнес-технологий в систему государственного и муниципального управления обеспечивают повышенный спрос на управленческие кадры на рынке труда. Потребность в непрерывности актуализации знаний обусловлена высоким уровнем конкуренции на рынке труда, требующей приобретения новых компетенций и навыков для уже занятых специалистов. Наличие этой потребности обеспечивает предложение бизнес-образования. Последнее обеспечивает подготовку выпускников, имеющих квалификационную степень «магистр бизнес-администрирования». Такой специалист способен обеспечивать выполнение обязанностей менеджера высшего и среднего звена, то есть осуществлять управление любыми бизнес-технологиями.
Особенности российского бизнес-образования
В основе российской системы бизнес-образования по аналогии со всем миром находится программа МВА (Master of Business Administration), которая трансформируется под различные школы при сохранении неизменной целевой установки – обеспечить подготовку управленческих кадров среднего и высшего звена, способных осуществлять эффективное руководство как в системе государственной власти, так и в частном бизнесе.
Общая концепция обучения в рамках программ МВА состоит в получении новых знаний, практических навыков, компетенций, обеспечивающих профессиональное развитие и построение карьеры. Выпускникам бизнес-школ выдаются дипломы о профессиональной переподготовке и дипломы бизнес-школ, в которых пройдено обучение.
У большинства российских бизнес-школ есть международная аккредитация, однако в условиях сегодняшних реалий этот вопрос требует уточнения. Содержание образовательных программ имеет нюансы в различных бизнес-школах, которые ориентируются на определенные направления управленческой деятельности, например, антикризисное управление, корпоративные финансы и так далее.
Для российской практики бизнес-образования характерна сравнительная непродолжительная история развития, которая получила свое начало в 1988 году за счет создания Московской международной высшей школы бизнеса в рамках сотрудничества Италии и Советского Союза. При этом можно считать, что определенные бизнес-технологии появились в российском государстве ближе к концу XIX века, когда промышленность и торговля испытывали объективную необходимость в подготовке управленческих кадров. Советский период существования государства обусловил перерыв в профессиональном подходе к подготовке управленческих кадров.
В становлении государственного бизнес-образования в России можно выделить ряд этапов, к числу которых относятся следующие:
- во-первых, этап, формирующий предпосылки к возникновению бизнес-образования. Этот этап приходится на период с 1882 по 1917 год и характеризуется развитием торговли и промышленности, которые поставили перед обществом задачу в подготовке управленческих кадров;
- во-вторых, этап создания первой бизнес-школы МИРБИС, формирования общественного интереса к технологиям бизнес-образования. Этап приходится на 1988-1994 годы. Его основу составило международное сотрудничество Италии и Советского Союза, которое обеспечило формирование первой бизнес-школы на базе Российской экономической академии имени Плеханова и итальянского общества экономических исследований;
- в-третьих, этап формирования системы бизнес-школ, становления лидеров в сфере бизнес-образования. Этот этап приходится на период с 1994 по 2004 годы. На этом этапе появляются лидерские бизнес-школы, которые обладают собственным штатом преподавателей. Этот период характеризуется накоплением и адаптацией к российским условиям западного опыта функционирования бизнес-школ;
- в-четвертых, этап расцвета российского бизнес-образования, пришедшийся на период с 2004 по 2008 года. Этот этап характеризуется ростом российской экономики, способствует развитию бизнес-образования, увеличению количества бизнес-школ, их появлению в региона;
- в-пятых, этап качественного развития бизнес-образования, обеспечения его соответствия потребностям экономики и процессам глобализации. Этот этап начинается с 2008 года и заканчивается в 2015 году. Он характеризуется ростом качества бизнес-образования, ростом международной интеграции российского бизнес-образования.
В настоящее время бизнес-образование в России находится в определенной изоляции, обусловленной политическими реалиями и исключением российской образовательной системы из Болонской образовательной системы.