Государственно-частное партнерство в сфере строительства – это способ развития инфраструктуры, в основе которого находится долгосрочное взаимодействие органов государственной власти и представителей бизнеса, обеспечивающее участие частной стороны в проектировании, финансировании, реконструкции или строительстве объектов инфраструктуры, а также в их последующей эксплуатации и техническом обслуживании.
Причины развития государственно-частного партнерства в сфере строительства
В условиях современной рыночной экономики в сочетании с централизованным регулированием в качестве необходимого условия совершенствования экономических процессов выступает формирование механизмов, обеспечивающих координацию и взаимодействие различных субъектов хозяйствования, органов государственной власти при реализации определенных проектов, включая строительную отрасль.
Поскольку строительная отрасль представляет собой базовую и приоритетную отрасли национальной экономики, она формирует основу для применения различных механизмов успешного взаимодействия хозяйствующих субъектов и органов государственной власти.
Государственно-частное партнерство в строительстве представляет собой совокупность методов и форм долгосрочного и среднесрочного сотрудничества органов государственного управления и организаций, направленное на достижение общих целей в сфере строительства и содержания различных объектов и решение с их помощью общественно значимых задач. Государственно-частное партнерство представляет собой эффективную форму взаимодействия органов власти и хозяйствующих субъектов при создании объектов различной инфраструктуры.
Государственно-частное партнерство строительной отрасли обеспечивает возможность конструктивного взаимовыгодного диалога между органами власти и субъектами хозяйствования. Оно выступает в качестве инструмента, обеспечивающего привлечение дополнительных ресурсов при реализации проектов, имеющих социальную значимость, что формирует его выгодность для государства, а для бизнеса улучшает условия ведения деятельности и повышения эффективности.
Государственно-частное партнерство в строительной отрасли представляет собой юридически оформленное сотрудничество на долгосрочную перспективу между органами государственной власти и бизнес-сообществом с целью решения социально значимых задач путем формирования необходимой инфраструктуры.
Значимость государственно-частного партнерства в строительстве для органов государственной власти
Государственно-частное партнерство в строительстве обеспечивает органам государственной власти получение следующих преимуществ:
- во-первых, возможность разделения затрат с частными партнерами при реализации долгосрочных строительных проектов, имеющих длительный срок окупаемости;
- во-вторых, возможность передачи некоторых рисков социально-экономического и технического характера и частного бизнеса.
В числе рисков строительных проектов можно обозначить следующие обстоятельства:
- во-первых, перманентный рост цен на подрядные работы и строительные материалы, способный оказать отрицательное воздействие на окупаемость любых долгосрочных строительных проектов;
- во-вторых, высокий удельный вес просроченной кредиторской задолженности хозяйствующих субъектов строительной отрасли, отрицательно влияющий на кредитоспособность этих хозяйствующих субъектов;
- в-третьих, высокий уровень изношенности основных фондов строительных хозяйствующих субъектов;
- в-четвертых, низкая производительность труда, в том числе за счет отсутствия квалифицированного персонала;
- в-пятых, наличие ярко выраженной сезонности строительных работ, их высокой зависимости от погоды и иных и географических факторов;
- в-шестых, низкий уровень платежеспособности заказчиков;
- в-седьмых, наличие недобросовестной конкуренции строительной отрасли, особенно при проведении тендеров;
- в-восьмых, высокий уровень динамизма условий внутренней и внешней среды функционирования строительных организаций.
Принципиальные основы государственно-частного партнерства в строительной отрасли
В основе государственно-частного партнерства строительной отрасли находятся следующие принципы:
- во-первых, равенство. Органы государственной власти и хозяйствующие субъекты становятся участниками равноправного сотрудничества, делится не только затратами, но и рисками, и доходами. Также данный принцип проявляется при организации тендеров, в рамках которых все строительные организации имеют равные возможности;
- во-вторых, прозрачность. Отбор кандидатов на участие в государственно-частном партнерстве в строительной деятельности осуществляется посредством открытого конкурса, способствующего снижению влияния недобросовестной конкуренции;
- в-третьих, автономность функционирования. Данный принцип обеспечивает возможность ведения деятельности в обычном режиме частным партнером, государство не вмешивается в хозяйственные операции частного партнера за исключением случаев, которые прямо предусмотрены законодательством;
- в-четвертых, гибкость соглашения. Данный принцип состоит в том, что несмотря на закрепление и стабильность условий государственно-частного партнерства, в контракте оговаривается возможность внесения изменений под влиянием факторов нестабильной внешней среды и долгосрочного характера проектов;
- в-пятых, возмездность. Государственно-частное партнерство предполагает возмещение частному партнеру расходов по инвестированию средств при досрочном расторжении сотрудничества;
- в-шестых, стимулирование. Государственно-частное партнерство обеспечивает рост инвестиционной привлекательности проектов социального характера по строительству инфраструктурных объектов, требующих значительных вложений капитального характера.