Государственно частное партнерство – это способ развития общественной инфраструктуры, в основе которого находится долгосрочное взаимодействие государства и представителей бизнеса, предусматривающее участие бизнеса не только в создании, но и в последующем использовании или техническом обслуживании объектов в интересах общества.
Организационно-правовые основы государственно-частного партнерства
Государственно-частное партнерство обеспечивает государству возможность:
- во-первых, частичного или полного переложения обязательств по финансированию создания инфраструктурных объектов на частных партнеров;
- во-вторых, полную или частичную передачу рисков удорожания строительства, качества строительных работ, нарушения сроков ввода объектов в эксплуатацию, качества технического обслуживания, утраты выручки частному партнеру.
Порядок осуществления государственного частного партнерства в России регулируется Федеральным законом «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также Федеральным законом «О концессионных соглашениях».
Под государственно-частным партнерством понимают юридически оформленные соглашения, действующие в течение определенного времени и предусматривающие объединение ресурсов, распределение рисков с участием государства с одной стороны в лице публичного партнера и представителей бизнеса с другой стороны в лице частного партнера.
Основное назначение государственно-частного партнерства состоит в привлечении в развитие экономики в инфраструктурном плане частных инвестиций, обеспечении доступности работа, товаров и услуг и повышении их качества.
Государственное частное партнерство осуществляется в следующих формах:
- приватизация государственной собственности;
- создание совместных публичных акционерных обществ;
- осуществление аренды с инвестиционными обязательствами;
- заключение классического государственного контракта.
Государственно-частное партнерство отвечает следующим обязательным признакам:
- во-первых, долгосрочность характера партнерства, продолжающегося более 3 лет;
- во-вторых, распределение ответственности и рисков между партнерами за счет вовлечения частного капитала в процесс создания объекта и его последующей эксплуатации;
- в-третьих, частичное или полное финансирование создания объекта за счет средств частных партнеров.
Проблемы осуществления государственно-частного партнерства в Российской Федерации
Государственно-частное партнерство отличается относительной новизной в российской экономике. Попытки реализовать данный механизм относятся еще к 1990-м годам, однако прорыва в этой области не случилось до сих пор.
Основной проблемой реализации государственно-частного партнерства на первоначальном этапе стало законодательная неурегулированность, которая не обеспечивала никаких гарантий частным инвесторам. В настоящее время ситуация меняется, хотя частные инвесторы все еще с опаской относятся к данному механизму экономического сотрудничества.
Кроме того, даже правовая урегулированность не обеспечивает снижения рисков частных партнеров при вовлечении их в создание публичных объектов. У частных партнеров существует огромное недоверие к государственной власти. Также негативно на государственно-частном партнерстве сказывается общая отрицательная динамика развития российской экономики, которая повышает риски частных партнеров при строительстве инфраструктурных объектов.
Определенное ограничение на развитие государственно-частного партнерства оказывают и сферы, в рамках которых осуществляется это партнерство. Зачастую заинтересованность частного бизнеса в этих сферах достаточно низкая, что обусловлено сдерживанием цен и тарифов на последующую реализацию товаров, работ, услуг.
Перспективы развития государственно-частного партнерства в Российской Федерации
Развитию государственно-частного партнерства в Российской Федерации и повышению интереса к нему безусловно будет способствовать развитие нормативно-правового регулирования данного механизма. Обеспечение стабильной правовой базы снизит риски частных инвесторов.
Также развитию государственно-частного партнерства будет способствовать повышение заинтересованности государства в создании общественно значимых объектов инфраструктуры.
Государственно-частное партнерство необходимо развивать не только в отношении строительства новых объектов, но и в отношении модернизации неиспользуемых объектов, которые способны существенно снизить затраты, обеспечить получение пригодных к использованию объектов в минимальные сроки и с минимальными рисками.
Большинство опасений частных инвесторов при осуществлении государственно-частного партнерства обусловлено высоким риском невозврата вложенных средств, государство должно отказаться от полного перекладывания рисков на частных партнеров, гарантируя им поддержку на первоначальном этапе эксплуатации тех или иных объектов.
Также перспективным направлением развития государственно-частного партнерства должно стать создание инфраструктурных объектов на условиях самоокупаемости в различных привлекательных с финансовой точки зрения отраслях экономики.
Государственно-частное партнерство будет успешно развиваться при условии снижения бюрократизма при его оформлении, уменьшения сроков оценки эффективности проектов, создания специальных органов, ответственных за регулирование и развитие государственно-частного партнерства, формирования эффективных площадок обмена опытом в отношении государственно-частного партнерства, разработки шаблонов действий и практических рекомендаций по осуществлению государственно-частного партнерства, адаптации механизма осуществления государственно-частного партнерства под специфику отдельных отраслей и так далее.