Государственно-частное партнерство – это форма объединения ресурсов и распределения рисков при осуществлении имеющего юридическое оформление на определенный срок сотрудничества публичного партнера и частного партнера с целью привлечения в экономику страны, региона частных инвестиций, а также обеспечения государственной властью доступности услуг, работ, товаров и увеличения их качества.
Принципы осуществления государственно-частного партнерства
Государственно-частное партнерство осуществляется в соответствии с рядом принципов, закрепленных в Федеральном законе «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».
К числу этих принципов относятся следующие:
- информационная доступность и открытость относительно государственно-частного партнерства, исключая сведения, подпадающие под статус государственной или иной охраняемой законом тайны;
- формирование конкурентной среды осуществления государственно-частного партнерства;
- обеспечение равноправия сторон соглашения, равенство этих сторон перед законом, недопущение дискриминации;
- добросовестность исполнения соглашения сторонами;
- справедливость распределения обязательств и рисков между участниками партнерства;
- свобода в вопросах заключения соглашения о партнерстве.
Практические основы участия в соглашении о государственно-частном партнерстве его сторон
В качестве участников государственно-частного партнерства выступают публичные и частные партнеры. К числу частных партнеров не могут относиться:
- муниципальные и государственные унитарные предприятия;
- муниципальные и государственные учреждения;
- компании публично-правового характера и компании, созданные РФ;
- хозяйственные объекты, находящиеся под контролем РФ, ее субъектов или муниципальных образований;
- дочерние компании, контролируемые вышеперечисленными предприятиями;
- созданные Россией, ее субъектами, муниципальными образованиями некоммерческие фонды;
- некоммерческие фонды, созданные в форме вышеперечисленных предприятий.
В качестве публичного партнера выступает Российская Федерация, ее субъекты, а также юридические лица, которые уполномочиваются публичным партнером на исполнение его обязанностей.
Порядок реализации государственно-частного партнерства определяется соответствующим соглашением между частным партнером и государственным партнером.
На частного партнера возлагается обязательство по исполнению соглашения собственными силами. При наличии соответствующего положения в соглашении частному партнеру допускается привлекать к его реализации третьих лиц. Ответственность за действия третьих лиц при этом возлагается на частного партнера.
К частному партнеру предъявляется ряд требований, к числу которых относятся следующие:
- во-первых, отсутствие дел о банкротстве в отношении этого партнера и непроведение ликвидации организации;
- во-вторых, отсутствие административных наказаний на дату подачи заявки на участие в государственно-частном партнерстве;
- в-третьих, отсутствие налоговых недоимок и иных финансовых санкций как минимум за месяц до подачи заявки;
- в-четвертых, наличие соответствующих лицензий, необходимых для выполнения соглашения.
Иные требования к частному партнеру не допускаются.
Объекты государственно-частного партнерства
В качестве объектов государственно-частного партнерства могут выступать:
- автомобильные дороги или их участки, находящиеся в частной собственности, мосты, защитные искусственные сооружения дорожного назначения, производственные объекты;
- общественный транспорт;
- железнодорожный транспорт;
- трубопроводный транспорт;
- порты, в том числе морские, речные, специализированные, портовые сооружения;
- суда, в том числе морские, речные, смешанного плавания, ледокольные и иные;
- воздушные суда, объекты аэродромов, аэропортов;
- объекты распределения электрической энергии;
- сооружения гидротехнического назначения и так далее.
Проблемы реализации государственно-частных партнерств
Государственное частное партнерство является для России сравнительно новым механизмом обновления инфраструктурных объектов государства. В настоящее время этому механизму уделяется достаточно много внимания, однако для этой сферы характерно наличие некоторых проблем в осуществлении такого рода партнерства. Одно из наиболее значимых проблем является слабое представление о содержании государственно-частного партнерства в российских регионах. Помимо этого, к числу проблем государственного частного партнерства относят низкий уровень развития нормативно-правовой основы его осуществления. Специалисты отмечают низкий уровень адаптивности нормативно-правовой базы под фактически имеющиеся условия осуществления государственно-частного партнерства. Также недостатком является наличие огромного числа нормативно-правовых актов, осуществляющих регулирование инвестиционной деятельности.
Еще одной значимой проблемой осуществления государственно-частного партнерства является отсутствие механизма эффективного финансирования. Российская экономика, не отличающаяся стабильностью своего развития, ставит препятствия для реализации проектов долгосрочного характера, несущих высокий уровень риска для инвесторов. Крупнейшие банки страны, способные поддерживать такие проекты, предлагают высокий уровень процентной ставки, существенно увеличивающей стоимость проектов. В связи с тем, что кредиты имеют неподъемную стоимость, инвесторы вынуждены изыскивать собственные средства, которых зачастую недостаточно для участия в государственно-частном партнерстве.