Государственно-частное партнерство в социальной сфере – это инструмент реализации социальных программ, представляющий собой форму взаимодействия бизнеса и государства с целью формирования и развития социальной инфраструктуры.
Настоящее время характеризуется распространением государственно-частного партнерства на такие сферы как здравоохранение, образование и прочие.
Сущность и назначение государственно-частного партнерства в социальной сфере
Государственно-частное партнерство призвано обеспечивать социальную поддержку тех групп населения, которые являются наиболее уязвимыми.
В качестве объектов государственно-частного партнерства, реализуемых в рамках социальных программ, выступают следующие:
- образовательные услуги;
- услуги медицинских центров и больниц;
- освещение улиц;
- утилизация мусора;
- предоставление социального жилья.
Использование государственно-частного партнерства в качестве инструмента реализации социальных программ государством позволяет существенно расширить возможности этого государства при реализации политики социального назначения.
С одной точки зрения, государственно-частное партнерство обеспечивает интеграцию предпринимательских моделей в государственную сферу, с другой точки зрения – позволяет выработать новые способы решения наиболее значимых социальных проблем государства.
Определение содержания государственно-частного партнерства в социальной сфере является дискуссионным вопросом.
Государственно-частное партнерство в социальной сфере рассматривается как:
- соглашение контрактного характера между государством и представителями частного сектора для обеспечения участия частных лиц в предоставлении общественных благ;
- альтернативный вариант приватизации государственного имущества;
- способ преодоления провалов рынка и государства;
- способ увеличения эффективности государственного сектора экономики за счет его организации по рыночным принципам;
- вариант поддержки предпринимательской сферы в кризисный период.
С одной стороны, государственно-частное партнерство в социальной сфере выступает в качестве широко используемого инструмента государственной политики, с другой стороны, выражается в конкретных программах, которые реализуются совместно государством и частными представителями бизнеса с помощью объектов, находящихся в муниципальной или государственной собственности.
В соответствии с российским законодательством государственно-частное партнерство в социальной сфере понимают как объединение ресурсов государства (муниципалитета) и частного партнера, имеющее юридическое оформление и подразумевающее распределение рисков с целью повышения инвестиционной привлекательности экономики, обеспечения доступности работ, товаров, услуг и роста их качества.
Отличительные особенности государственно-частного партнерства в социальной сфере
Государственно-частное партнерство в социальной сфере обладает следующими отличительными особенностями:
- во-первых, разработка программ под конкретные объекты, имеющие общественную значимость, к примеру, больница, стадион, дворец культуры и так далее;
- во-вторых, долгосрочный период действия партнерского соглашения, к примеру, от 10 до 50 лет;
- в-третьих, применение специфических форм финансирования программ в виде совокупности частных инвестиций и государственных финансовых ресурсов;
- в-четвертых, обязательность конкурентной среды, предусматривающей борьбу в отношении реализации каждой программы с точки зрения нескольких потенциальных участников;
- в-пятых, особая форма распределения ответственности между участниками партнерства, предусматривающая ответственность государства за установление целей, стоимостных и качественных параметров проекта, осуществление мониторинга проекта, и ответственность частного партнера за осуществление оперативной деятельности при реализации проекта.
Преимущества и недостатки государственно-частного партнерства как инструмента реализации социальных программ
Государственно-частное партнерство как инструмент реализации социальных программ обладает следующими достоинствами для государства:
- во-первых, возможность распределения средств бюджета во времени;
- во-вторых, возможность частично перераспределить риск с государства на частных партнеров;
- в-третьих, возможность привлечения инвестиций от частных инвесторов;
- в-четвертых, возможность привлечения бизнеса к решению социальных задач, которые стоят перед государством наиболее остро;
- в-пятых, увеличение дополнительных поступлений в виде налогов в бюджет государства;
- в-шестых, возможность контроля реализации проектов частными партнерами.
Государственно-частное партнерство как инструмент реализации социальных программ обладает следующими достоинствами для частного партнера:
- прибыльность и долгосрочная стабильность;
- возможность получения компенсации при досрочном расторжении партнерства;
- компенсация государством повышения тарифов при реализации проекта.
Государственно-частное партнерство как инструмент реализации социальных программ обладает следующими недостатками для государства:
- высокий уровень риска;
- ограниченная возможность использования объектов;
- повышение затрат по сравнению с полным бюджетным финансированием проектами;
- расходы на выбор и контроль частных партнеров;
- недобросовестность частных партнеров.
Государственно-частное партнерство как инструмент реализации социальных программ обладает следующими недостатками для частного партнера:
- государственное регулирование стоимости услуг в рамках программы;
- государственная или муниципальная собственность на объекты;
- обязательность возврата объектов государства по истечении срока партнерства.