Государственная закупка у единственного поставщика – это разновидность государственной закупки, подразумевающая заключение контракта с определенным юридическим или физическим лицом без осуществления процедуры конкурсного выбора поставщика.
Сущность государственной закупки у единственного поставщика
Государственные закупки осуществляются на конкурентной основе в соответствии с требованиями законодательства, что подразумевает необходимость рассмотрения различных предложений и выбор оптимально отвечающего условиям государственной закупки поставщика. Однако российское законодательство допускает возможность осуществления государственной закупки у единственного поставщика. Причем осуществление такой закупки представляет собой не обязанность заказчика, а его право.
Осуществление государственной закупки у единственного поставщика, исполнителя или подрядчика возможно в случаях, предусмотренных законодательством, в частности, Федеральным законом № 44-ФЗ. В целом, у заказчика есть более 50 оснований, в соответствии с которыми он может отказаться от выбора поставщика и осуществить закупку у одного поставщика. К числу наиболее распространенных оснований закупки у единственного поставщика можно отнести следующие:
- осуществление закупки у субъектов, отнесенных к категории естественных монополий;
- осуществление закупки у поставщика, прямо определенного Распоряжением или Указом российского Президента или по поручению Президента Правительством Российской Федерации;
- выполнение работ, связанных с мобилизационной подготовкой;
- стоимость закупки не превышает 600 000 рублей;
- закупка осуществляется учреждениями культуры, которые в соответствии с уставом обеспечивают сохранность, использование и популяризацию объектов культурного наследия, иными государственными или муниципальными учреждениями, в том числе образовательными, научными, для сирот и детей, оставшихся без опеки родителей, физкультурно-спортивными. На эти закупки также распространяется финансовое ограничение – в пределах 600 000 рублей;
- оказание услуг водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, газоснабжения, подключения к инженерно-техническим сетям, хранения и ввоза-вывоза психотропных веществ и наркотических средств;
- осуществление государственной закупки по причине чрезвычайной ситуации техногенного и природного характера, аварии, обстоятельств непреодолимой силы, необходимости оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме;
- признание несостоявшимися открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, повторного конкурса, электронного аукциона, запроса котировок, а также запроса предложений.
Специфика малых электронных государственных закупок у единственного поставщика
Также в данную категорию попадают малые электронные закупки, проведение которых направлено на приобретение услуг и товаров на сумму не более 3 млн рублей.
Малая электронная закупка является разновидностью государственной закупки у единственного поставщика, основное отличие которой состоит в проведении ее в электронной форме. Проведение таких закупок осуществляется на тех же электронных площадках, что и иные электронные закупки. Данный вид закупки подразумевает приобретение исключительно товаров. Минимальная цена контракта при проведении малых электронных закупок может быть установлена на любом уровне, однако максимальное значение не должно превышать 3 млн рублей. Этот вид закупок подлежит учету в пределах годовых объемов закупок.
Алгоритм проведения государственной закупки в малой форме у единственного поставщика можно отобразить следующим образом:
- во-первых, формирование участниками на электронной площадке предварительных предложений о поставках товаров, содержащих необходимые характеристики этих товаров;
- во-вторых, формирование в единой информационной системе заказчиком извещения, содержащего информацию по закупке;
- в-третьих, определение оператором в течении одного часа с момента размещения извещения 5 заявок и состава предварительных предложений, соответствующих требованиям;
- в-четвертых, присвоение заявкам номеров оператором в порядке роста цены. При наличии заявок с одинаковыми ценами первый номер присваивается более ранней заявке;
- в-пятых, направление оператором заявки заказчику;
- в-шестых, принятие решения заказчиком по каждой заявке в течение одного рабочего дня;
- в-седьмых, формирование заказчиком протокола подведения итогов, размещаемого в единой информационной системе и на электронной площадке в течение часа;
- в-восьмых, заключение контракта по результатам закупки.
Процесс согласования закупки у единственного поставщика
В случае признания несостоявшейся конкурентной процедуры закупки в связи с подачей единственной заявки или ее несоответствия требованиям заказчик имеет право на осуществление закупки у единственного поставщика при наличии согласования с контрольным органом. Необходимость согласования возникает при превышении начальной максимальной цены контракта.
В этом случае согласование требуется при следующих условиях:
- при цене закупки 500 млн рублей в случае приобретения товаров и услуг для федеральных нужд;
- при цене закупки 250 млн рублей в случае приобретения товаров и услуг для нужд региональных и муниципальных властей;
- при цене закупки 1000 рублей при запросе предложений в электронной форме или закрытом способе определения поставщика.
В соответствии с разъяснениями Минфина проведение совместного аукциона или конкурса требует самостоятельного согласования заключения контракта с каждым заказчиком. Процедура согласования требует направления обращения контрольному органу в течение 5-ти рабочих дней с даты размещения протокола о признании закупки несостоявшейся. Решение о согласовании и закупке принимается в течение 10 рабочих дней с момента, следующего за днем поступления обращения.