Государственная служба как открытая система – это институт публичного управления, обеспечивающий механизм государственной власти на федеральном и региональном уровнях персоналом, отвечающим требованиям к специальным знаниям, навыкам, деловым качествам, предполагающий открытый доступ для российских граждан к участию в конкурсе для замещения государственных должностей, открытый доступ к информации об управленческих процессах.
Значение государственной службы как открытой системы
Необходимо отметить, что открытость и прозрачность публичного управления – это необходимые принципы организации демократической системы управления в государстве. Функционирование государственной службы на принципах прозрачности и открытости, то есть функционирование государственной службы как открытой системы, предполагает следующее:
- Доступность должностей государственной службы для российских граждан, которые отвечают квалификационным требованиям к должности, то есть обладают необходимыми специальными навыками, умениями и деловыми качествами для реализации функций публичного управления в рамках компетенции конкретного государственного органа и соответствующих должностных полномочий. Рассматриваемый аспект государственной службы как открытой предполагает, что любое заинтересованные гражданин может участвовать в конкурсном отборе для замещения должностей государственной службы и для реализации своего профессионального потенциала в системе государственной службы;
- Открытость и прозрачность процессов публичного управления. Гражданские служащие реализуют свои служебные полномочия и, соответственно, компетенцию государственного органа в подведомственной сфере публичного управления открыто, то есть население муниципального образования, региональной территории, государства в целом должно получать оперативно полную информацию относительно протекающих на конкретной территории управленческих процессов, относительно способов участия в таких управленческих процессах, а также информацию относительно получения государственных или муниципальных услуг.
В демократическом государстве, где государственный механизм и, соответственно, государственная служба учреждаются и функционируют для того, чтобы наиболее полно обеспечить права личности, государственная служба как открытая система должна иметь эффективные каналы взаимодействия с населением. Это позволит:
- понимать социальные запросы, то есть ориентировать управленческие процессы на нужды населения;
- привлекать население к участию в разработке и реализации управленческих решений, в том числе посредством государственно-частного и трехстороннего партнерства. Не вызывает сомнения, что наиболее эффективно реализуются те решения, которые отвечают социальным запросам, которые включают население в непосредственное исполнение таких решений;
- обеспечивать функционирование инструментов общественного контроля над законностью и эффективностью реализации функций публичного управления.
Информационные технологии в государственной службе как открытой системе
Использование современных информационных технологий в экономической и социальной сферах актуализирует применение информационных технологий в системе государственного управления, в том числе в системе государственной службы для того, чтобы повысить оперативность и эффективность сбора, анализа и обработки информации. Информационные технологии должны решать задачи повышения открытости государственной системы, в том числе государственной службы, посредством предоставления населению актуальной и полной информации относительно управленческих процессов, инструментов реализации прав личности и пр.
Использование информационных технологий предполагает:
- формирование официальных портал органов власти. Государственные служащие должны исчерпывающе представлять информацию относительно конкретного государственного органа, его компетенции, текущих и завершенных управленческих процессах;
- формирование информационных порталов для заказа государственных и муниципальных услуг в режиме онлайн, например, функционирующий на сегодняшний момент единый портал государственных услуг, где пользователи могут удаленно заказать и получить ответы на запросы государственных и муниципальных услуг.
Отделы по связям с общественностью
Для создания универсальных информационных площадок для взаимодействия с населением необходимо стратегическое и оперативное обеспечение такого взаимодействия. Именно поэтому сегодня в большинстве государственных органов формируются специальные отделы, которые занимаются вопросами связей с общественностью. В компетенцию таких отделов входит предоставление актуальной, полной и доступной информации относительно стратегий и планов развития конкретной территории, относительно разрабатываемых и реализуемых на конкретной территории управленческих решений.
Такие отделы формируют информационные сообщения относительно важнейших управленческих решений, относительно результатов деятельности конкретных должностных лиц, что позволяет населению получать сведения относительно перспектив развития конкретной территории.
Кроме того, функционирование таких отделов направлено на выстраивание эффективных партнерских взаимоотношений с населением, институтами гражданского общества, представителями частного бизнеса для совместного решения важнейших социально-экономических задач. Большое значение имеет освещение вопросов сотрудничества с представителями частного бизнеса, некоммерческими организациями для решения конкретных задач социально-экономического развития территории.
Предполагается и наличие инструментов для получения обратной связи от населения посредством организации конференций, круглых столов, семинаров, а также опросов общественного мнения в отношении организации и реализации управленческих процессов, в том числе по вопросам эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг на территории.