Государственная поддержка НКО – это система законодательно регламентированных мероприятий по экономической и иной поддержке организаций, приоритетная задача которых не извлечение прибыли и ее распределение между участниками, а достижения культурных, социальных, образовательных и иных целей.
Понятие и значение поддержки НКО
НКО представляют собой организации, которые учреждаются и функционируют для решения культурных, социальных, образовательных и иных задач, При этом извлечение прибыли не составляет центральную цель их деятельности.
Кроме того, в составе НКО есть социально-ориентированные организации, деятельность которых предусматривает решение социальных проблем развития гражданского общества в стране. Сферой деятельности НКО определяется значение таких организаций для развития государства и общества. Так, в России последние десятилетия отмечается необходимость утверждения демократических принципов публично-правового устройства, становления правового государства и гражданского общества. Иными словами, граждане и их объединения рассматриваются в качестве важнейших участников общественной жизни, способных самостоятельно решать социальные задачи.
В развитых странах сегодня значительное внимание уделяется вопросам трехстороннего партнерства государства, бизнеса и НКО для совместного преодоления главных социальных проблем, обеспечения социальной поддержки населения и решения иных социально значимых задач.
Таким образом, НКО представляет собой важнейший инструмент становления и развития гражданского общества, инструмент самостоятельного решения населением социальных проблем. Именно поэтому усилия государства должны быть направлены на всестороннюю поддержку НКО.
Специальным федеральным законодательством, регулирующим вопросы функционирования НКО в России, предусматривается система мероприятий по поддержке НКО. Кроме того, отдельные аспекты поддержки НКО находят закрепление в отраслевом законодательстве, например, в Налоговом кодексе РФ.
Государственная экономическая поддержка НКО
Органы публичного управления федерального, регионального и местного уровней в рамках полномочий, установленных специальным федеральным законодательством об НКО и иным федеральным законодательством, наделяются возможностью оказывать экономическую поддержку НКО. Так, например, постановлением федерального правительства о мерах по обеспечению устойчивого экономического развития предусмотрены меры поддержки для социально ориентированных НКО, в том числе:
- продление сроков уплаты налога на прибыль УСН;
- продление сроков уплаты налогов и взносов;
- продление сроков уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и др.
Распоряжением федерального правительства в отношении мер поддержки субъектов малого и среднего бизнеса в качестве мер поддержки НКО в связи с распространением коронавирусной инфекции и ее последствиями предусматривается отсрочка арендных платежей по договорам аренды имущества, составляющего федеральную собственность.
Специальным федеральным законодательством об НКО фиксируется открытый перечень допустимых форм экономической поддержки НКО:
- реализация закупок продукта для обеспечения государственных и муниципальных нужд у НКО в соответствии с процедурой, регламентированной федеральным законодательством о контрактной системе в области закупок для государственных и муниципальных нужд;
- предоставление физическим лицам и организациям, которые оказывают НКО поддержку материального характера, льгот по уплате налоговых платежей и сборов в соответствии с положениями налогового законодательства;
- предоставление НКО других льгот.
При этом специальным федеральным законодательством об НКО предусматривается запрет на предоставление индивидуальных налоговых льгот отдельным НКО, а также отдельным физическим лицам и организациям, которые оказывают поддержку материального характера НКО.
Государственная поддержка социально ориентированных НКО
Органы публичного управления федерального, регионального и муниципального уровня в рамках полномочий, предусмотренных специальным федеральным законодательством об НКО и иным федеральным законодательством, оказывают поддержку социально ориентированным НКО при условии, что в соответствии со своими учредительными документами такие организации осуществляют следующие социально значимые виды деятельности:
- оказание услуг социальной поддержки и обслуживания, а также защиты населения;
- оказание услуг по подготовке населения к преодолению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера к предотвращению несчастных случаев;
- оказание поддержки пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, национальных, социальных, религиозных конфликтов, а также поддержки беженцев и вынужденных переселенцев;
- охрана природы;
- охрана объектов и территорий, которые имеют культурно-историческое, природоохранное значение, а также охрана мест захоронения;
- оказание правовой помощи на льготных или безвозмездных условиях населению, осуществление правового просвещения граждан, а также деятельность по защите прав и свобод личности;
- профилактическая деятельность в отношении социально опасных форм поведения;
- благотворительность, а также поддержка благотворительной деятельности;
- научная, культурно-просветительская деятельность, а также деятельность в области искусства, здравоохранения, иная социально значимая деятельность и содействие такой деятельности и духовному развитию личности;
- формирование у населения нетерпимости к коррупционным явлениям;
- развитие международного сотрудничества и др.
Оказание поддержки социально ориентированным НКО со стороны государства реализуется по следующим направлениям:
- поддержка имущественного, финансового, информационного, консультационного характера подготовки и профессионального развития работников социально ориентированных НКО;
- предоставление таким организациям налоговых льгот;
- осуществление закупок продукта для обеспечения государственных и муниципальных нужд у социально ориентированных НКО;
- предоставление организациям, которые оказывают помощь таким НКО льгот по налогам и сборам.