Государственная поддержка малого бизнеса – это специальное направление экономической политики и соответствующая система экономических, налоговых, финансовых, административных, организационных, информационных и иных мероприятий, направленных на формирование благоприятной среды для реализации предпринимательской инициативы и последующего функционирования малых и средних предприятий.
Значение государственной поддержки малого бизнеса за рубежом
В большинстве современных государств внутренняя политика по поддержке малого предпринимательства рассматривается как один из ключевых элементов социально-экономической политики, представляющий собой относительно самостоятельную систему мероприятий для реализации национальных интересов за счет поддержки предпринимательской инициативы и формирования благоприятной среды для функционирования малых предприятий.
Основное содержание государственной поддержки малого бизнеса в зарубежных государствах составляют мероприятия по формированию благоприятной среды для функционирования малого бизнеса в тех отраслях, которые потенциально способны оказать максимальный социально-экономический эффект на развитие отдельной территории, государства в целом или объединение государств.
Систему разработки и реализации внутренней политики по поддержке малого бизнеса за рубежом образуют следующие элементы:
- специальное законодательство в сфере малого бизнеса, которое регулирует все наиболее значимые вопросы информационного, организационного, финансового, налогового и иного характера в сфере малого бизнеса;
- комплекс государственных программ, предполагающих финансовую, технологическую, внешнеэкономическую, консультационную, информационную, кадровую и иную поддержку малых предприятий с использованием бюджетных ресурсов и специальных инструментов финансирования.
Необходимость разработки и реализации специальной государственной политики в области поддержки малого бизнеса связана с относительно уязвимым положении малых предприятий на рынке по сравнению с крупными предприятиями. Иными словами, государство для поддержки конкуренции, противодействия монополизации рынка, сохранения доступа малых предприятий к финансово-кредитным ресурсам, к участию в государственных закупках разрабатывает и реализует систему мероприятий поддержки. Кроме финансовых мероприятий, система поддержки малого бизнеса предполагает:
- установление льготных налоговых режимов для малых предприятий;
- сокращение административного давления на малые предприятия;
- поддержка внешнеэкономической деятельности малых предприятий;
- упрощение учета и бухгалтерской отчетности в отношении малых предприятий и др.
Государственная поддержка малого бизнеса в Европейском союзе
Государственная поддержка малого бизнеса в европейских странах осуществляется на базе специально разработанной системы мероприятий, образующих концепцию поддержки малого бизнеса как на уровне всего Союза, так и на уровне отдельных стран. Названная концепция отражает цели и приоритеты Европейского сообщества и отдельных государств в области поддержки малого бизнеса. Кроме того, концепция предусматривает основные инструменты и институты для реализации политики поддержки малого бизнеса на союзном, национальным и региональном уровне.
При этом необходимо отметить, что цели и принципы поддержки малого бизнеса в отдельных государствах Союза имеют отличия исходя из специфических характеристик территории.
В качестве основных подходов к поддержке малого бизнеса в странах Европейского союза можно выделить следующие:
Ряд государств полагают, что поддержка малого бизнеса должна осуществляться посредством формирования благоприятной экономической среды для малого бизнеса за счет дерегулирования и либерализации функционирования малых предприятий. Указанный подход предполагает:
- реформирование налоговых режимов в отношении малых предприятий;
- расширение приватизации;
- разработку законодательства о конкуренции и др.
Другие государства Европейского союза осуществляют поддержку малого бизнеса посредством разработки и реализации целевых программ, утверждения механизмов финансирования малого бизнеса за счет субсидий, дотаций, займов, установления налоговых льгот. Это, в свою очередь, позволяет гарантировать экономический рост, занятость и конкуренцию на рынке.
Осуществление внутренней политике по формированию благоприятной среды для развития малого бизнеса требует, таким образом:
- правового обеспечения поддержки малого бизнеса;
- аккумулирование финансовых ресурсов и разработки финансовых мероприятий по доведению до заинтересованных субъектов финансовой поддержки;
- формирование институциональной среды, то есть специальных институтов, которые бы обеспечивали организационную, информационную, финансовую поддержку малых предприятий.
К числу главных целей государственной политики поддержки малых предприятий в европейских странах можно отнести следующие:
- формирование благоприятной рыночной среды для развития малых предприятий;
- поддержание конкуренции;
- равенство прав в рыночных взаимоотношениях с участием малых предприятий;
- формирование новых рабочих мест, особенно в тех районах, где высоки показатели безработицы и др.
Государственная поддержка малого бизнеса в США
В США большое внимание вопросам поддержки малого бизнеса уделяется с середины XX в., когда был принят специальный закон, провозгласивший защиту и свободу конкуренции как основу безопасности США, основу экономического благосостояния государства.
Основу национальной политики США по поддержке малого бизнеса составляет стимулирование наличествующих и потенциальных возможностей малых предприятий для прогрессивного социально-экономического развития территорий.
Парламент США обязывает правительство организовать всестороннюю поддержку малых предприятий, оказывать помощь в виде консультаций и защиту интересов. Необходимо отметить, что система мероприятий поддержки малых предприятий в США постоянно дополняется новыми законами.