Государственная образовательная политика - это совокупность мер, обеспечивающих функционирование и развитие системы образования.
Сущность государственной образовательной политики
Образование - это единый воспитательный и обучающий процесс целенаправленного характера, имеющий статус общественно значимого блага и осуществляемый в соответствии с интересами граждан, их семей, государства и общества.
В основе осуществления государственной образовательной политики находятся следующие принципы:
- принцип гуманистической направленности образования;
- принцип приоритетности ценностей общечеловеческого характера;
- демократический принцип;
- принцип свободного развития личности;
- принцип воспитания гражданственности;
- принцип единства образовательного и культурного пространства;
- принцип доступности образования всем гражданам вне зависимости от их социального положения;
- принцип светскости образования и так далее.
Современное состояние государственной образовательной политики
Современная государственная образовательная политика осуществляется в разрезе следующих приоритетных направлений:
- во-первых, в рамках дошкольного образования намечено достижение полной доступности дошкольного образования для детей в возрасте 3-7 лет; формирование обновленной многофункциональной сети дошкольных образовательных учреждений; осуществление перехода на современные механизмы организационно-экономического характера; формирование условий для инвестирования в данную сферу со стороны частных инвесторов; обеспечение роста качества услуг дошкольного образования;
- во-вторых, в рамках общего образования намечено повышение доступности качественных услуг общего образования; осуществление поэтапного перехода образовательных учреждений на применение новых федеральных госстандартов; обеспечение качества школьного образования на уровне мировых стандартов; формирование условий для укрепления и сохранения здоровья школьников; обеспечение доступности Интернета и дистанционных образовательных технологий;
- в-третьих, в рамках дополнительного образования намечено обеспечение его доступности для детей; организация взаимодействия дополнительного и общего детского образования; развитие материально-технического оснащения учреждений дополнительного образования;
- в-четвертых, в рамках профессионального образования намечено создание перечня профессий, пользующихся спросом на рынке труда; обеспечение соответствия системы профессионального образования потребностям рынка труда; формирование региональных центров сертификации и оценки квалификации; развитие материально-технического оснащения учреждений среднего и начального профессионального образования;
- в-пятых, в рамках специального образования намечено формирование условий, обеспечивающих инклюзивность обучения лиц с ограниченными возможностями; обеспечение доступности образовательных услуг для сирот; реализация мер, призванных обеспечить рост эффективности общественной интеграции и адаптации лиц, имеющих ограниченные возможности;
- в-шестых, в рамках кадровой политики намечено обеспечение роста профессионального статуса педагогов; оптимизация системы оплаты труда и развитие инновационного потенциала педагогических кадров; формирование условий, обеспечивающих привлечение в сферу образования высококвалифицированных специалистов.
Перспективы совершенствования государственной образовательной политики
Государственная образовательная политика, как и любая иная политика, нуждается в реализации мер совершенствования, направленных на ее оптимизацию и повышение эффективности.
К числу основных мер совершенствования государственной образовательной политики можно отнести следующие:
- во-первых, формирование разнообразных программ государственной образовательной политики, призванных обеспечить информирование образовательной системы, рост образованности населения, наращивание конкурентоспособности национального образования на мировом рынке;
- во-вторых, повышение расходов на развитие и содержание образовательной сферы, обеспечивающих рост материально-технической оснащённости образовательного процесса, наращивание бюджетных мест на значимых специальностях;
- в-третьих, обеспечение системы постоянного повышения квалификации педагогических кадров, призванное создать условия для внедрения в образовательный процесс современных методов и механизмов обучения и воспитания;
- в-четвертых, снижение непедагогической нагрузки на работников сферы образования с целью повышения эффективности и качества образовательных услуг;
- в-пятых, формирование условий для развития системы студенческих займов, обеспечивающих возможность получения образования на платной основе при отсутствии бюджетных мест;
- в-шестых, развитие системы международного обмена опытом оказания образовательных услуг, приглашение иностранных специалистов в данной сфере для оценки качества образования в стране, адаптация и внедрение передового зарубежного опыта управления образовательной сферой;
- в-седьмых, повышение инклюзивности российской системы образования за счёт создания доступной среды для лиц с ограниченными возможностями, в том числе в сфере поиска мест работы;
- в-восьмых, организация преемственности всех ступеней образования для обеспечения осознанной и целенаправленной подготовки специалистов, начиная со школьной скамьи.
Государственная образовательная политика должна носить целенаправленный и последовательный характер, проводимые реформы должны осуществляться постепенно и без проведения кардинальных изменений. Государственная образовательная политика должна стремиться к повышению качества образовательных услуг и развитию частной системы финансирования образования для снижения финансовой нагрузки на государство.