Государственная и муниципальная служба – это профессиональная деятельность, осуществляемая государственными и муниципальными служащими для реализации функций государственного и муниципального управления в системе органов государственной и муниципальной власти.
Специфика государственной службы
Государственная служба – это вид трудовой деятельности, осуществляемой гражданами в системе органов государственного управления, преимущественно исполнительного характера. Государственные служащие, таким образом, заняты в системе министерств и подчиненных им ведомств.
Государственная служба в Российской Федерации имеет два уровня функционирования:
- во-первых, федеральный;
- во-вторых, региональный.
Двухуровневая система государственной службы предполагает подчинение государственных служащих регионального уровня государственным служащим федерального уровня, устанавливает их подотчетность.
В состав государственных служащих не включают лиц, получивших должность в системе органов власти в результате выборов или в силу значительного влияния на их результаты. Из числа государственных служащих исключает российского Президента, главу Правительства, министров, депутатов Государственной Думы. Также не являются государственными служащими судьи, при этом рядовые работники судебных органов могут считаться государственными служащими.
Система государственной службы предусматривает следующие типы должностей:
- руководители;
- помощники;
- специалисты;
- обеспечивающие специалисты.
Каждый из этих типов должностей дополнительно квалифицируется в разрезе следующих групп – высшие, главные, ведущие, старшие и младшие должности.
Специфической особенностью государственной службы является возможность получения лицом, занимающим должность в системе органов государственного и муниципального управления, классного чина. Присвоение классного чина осуществляется в отношении государственных служащих по итогам сдачи квалификационных экзаменов или согласно нормам присвоения классных чинов для отдельных высших должностей, к числу которых относят руководителей и в определенных случаях помощников.
Специфика муниципальной службы
Муниципальная служба представляет собой трудовую деятельность лиц, занятых в органах муниципальные власти преимущественно исполнительного характера, то есть муниципальных администрациях. Конституция Российской Федерации признает отделение муниципальной власти от государственной, обеспечивая разграничение государственной и муниципальной службы. В состав муниципальных служащих не включаются лица, которые получили свою должность посредством выборов.
Муниципальная служба подразумевает возможность получения классных чинов. Присвоение классных чинов определяется уровнем занимаемой должности в системе муниципальной службы, также влияет на данный процесс стаж работы в органах муниципального управления. Фактором получения классного чина может выступать уровень профессиональной подготовки и опыта муниципального служащего.
Получение классного чина в системе муниципальной службы, как правило, не требует сдачи квалификационного экзамена. Притом локальные нормативные акты могут предусматривать необходимость сдачи такого экзамена для получения классного чина.
Сходство государственной и муниципальной службы
Несмотря на наличие специфики государственной и муниципальной службы, существуют определенные общие их черты, к числу которых можно отнести следующие:
- во-первых, наличие квалификационных требований к лицам, претендующим на несение государственной и муниципальной службы. Данные квалификационные требования по своей сути носят абсолютно одинаковый характер;
- во-вторых, зачет стажа государственной службы в стаж муниципальной службы и наоборот;
- в-третьих, применение исходных принципов оплаты труда, одинаковых социальных гарантий в системе государственной и муниципальной службы.
Государственная и муниципальная служба имеют схожие категории квалификации должностей государственных и муниципальных служащих. также в системе государственной и муниципальной службы существует механизм присвоения классных чинов.
В целом муниципальная и государственная службы обладают существенными сходствами, позволяющими рассматривать их в качестве одного вида профессиональной деятельности.
Отличия государственной и муниципальной службы
Главной отличительной особенностью государственной и муниципальной службы является осуществление государственной службы на федеральном и региональном уровнях управления, а муниципальной службы – на местном уровне управления. Конституция Российской Федерации признает независимость государственной и муниципальной власти друг от друга.
Утверждение этого принципа обеспечивает отсутствие подчиненности между муниципальными и государственными служащими.
Основные различия государственной и муниципальной службы состоят в юридическом разграничении уровней функционирования органов государственного и муниципального управления.
В системе муниципальной службы присвоение классных чинов осуществляется преимущественно без проведения квалификационных экзаменов, что в определенной мере является нормой для муниципальной службы. При этом государственные служащие могут получить классный чин только по результатам квалификационного экзамена.
Также к числу отличий государственной и муниципальной службы можно отнести вопрос финансирования трудовой деятельности государственных и муниципальных служащих. Государственные служащие федерального и регионального уровня получают денежное содержание соответственно из федерального и региональных бюджетов. В то время как муниципальные служащие получают денежное содержание из муниципальных бюджетов.
Властные полномочия государственных служащих федерального уровня распространяется на всю территорию Российской Федерации, регионального уровня – на территорию отдельного региона Российской Федерации. В то время как муниципальные служащие осуществляют реализацию своих полномочий на локальном местном уровне.