Государственная гражданская служба – это институт государственного управления, который обеспечивает реализацию государственных функций за счет привлечения на должности государственной службы для постоянной реализации профессиональной деятельности в рамках служебных полномочий за плату специалистов в соответствующих отраслях деятельности.
Общая характеристика государственной гражданской службы в Министерстве обороны Российской Федерации
Государственная гражданская служба Министерство обороны страны рассматривается как инструмент административных реформ, призванный повысить эффективность системы публичного управления.
В качестве базового правового документа, регулирующего вопросы государственной службы следует рассматривать федеральный закон о государственной гражданской службы в стране, который содержит принципиально важные положения, определяющие характер функционирования института государственной службы в стране.
В составе Главного управления кадров Министерства обороны сформировано Управление государственной гражданской службы, которое:
- осуществляет отбор кадров для замещения должностей в Министерстве посредством организации конкурса;
- формирует кадровый резерв Министерства.
Специалисты указанного управления реализуют следующие задачи:
- осуществляют сбор сведений относительно кандидатов;
- проверяют представленные кандидатами персональные данные;
- собирают и проверяют сведения относительно имеющегося у кандидатов имущества и доходов.
Для решения указанных задач Управление активно взаимодействует с органами МВД, ФНС, а кроме того с архивом Министерства обороны и архивными учреждения системы образования.
Гражданские служащие, привлеченные на должности Министерства обороны, должны обладать необходимыми профессиональными знаниями и умениями для надлежащего исполнения обязанностей по должности. Для оценки эффективности деятельности государственных служащих на регулярной основе в Министерстве проводятся квалификационные экзамены и аттестационные мероприятия. При этом необходимо подчеркнуть, что требования к лицам, претендующим на замещение и замещающие гражданские должности, за последнее время существенно возросли.
В Министерстве реализуется система дополнительного профессионального образования, которая позволяет лицам, замещающим должности гражданской службы в Министерстве:
- осуществлять развитие собственной карьеры;
- повышать эффективность собственной деятельности за счет профессионального развития.
В Министерстве утверждаются планы повышения квалификации гражданских служащих, которые обновляются исходя из новых требований и задач практической деятельности.
В Министерстве функционирует система поощрения длительного и эффективного осуществления служебных обязанностей гражданским служащим. Так, в частности, при назначении гражданского служащего на вышестоящую должность учитываются длительность и эффективность реализации им служебных обязанностей.
Повышение эффективности функционирования института государственной гражданской службы в Министерстве во многом связывается с эффективным противодействием и борьбой с коррупционными явлениями. В Министерстве реализуется система мероприятий, направленных на сокращение коррупционной составляющей гражданской службы Министерства. Так, на специально учрежденную комиссию возложено решение вопросов по оценке служебного поведения гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов на гражданской службе. Указанная комиссия для решения возложенных на нее задач активно взаимодействует с военной прокуратурой, налоговыми и правоохранительными органами, а кроме того с органами военного управления.
Таким образом, для эффективного формирования кадрового состава Министерства обороны Министерство решает задачи:
- привлечения на службу высококвалифицированных специалистов;
- организации последующего профессионального развития служащих;
- проведения регулярных оценочных мероприятий профессиональных знаний, навыков и умений, а также эффективности деятельности гражданских служащих.
Проблемы и перспективы развития государственной гражданской службы в Министерстве обороны Российской Федерации
Прежде всего необходимо отметить, что институт гражданской службы сегодня активно развивается за счет разработки и утверждения подзаконных нормативных актов главы государства и федерального правительства, которыми намечаются приоритетные для развития института направления.
При этом вопросы поступления и прохождения гражданской службы в Министерстве обороны специального регулирования не получили. Действующим законодательством и подзаконными нормативными правовыми актами не предусмотрено специальных правил организации государственной гражданской службы в рассматриваемой сфере. При этом необходимо отметить, что отдельные аспекты института гражданской службы в Министерстве обороны, в частности перечень должностей, Кодекс этики и служебного поведения получают регламентацию в приказах Министерства обороны.
В теории отмечается необходимость законодательного учета специфических характеристик деятельности граждан, привлекаемых на должности гражданской службы в Министерстве обороны. Такая специфика объективно связана со статусом Министерства и функциями Министерства по обеспечению обороны государства.
В качестве приоритетных направлений развития института гражданской службы в Министерстве обороны страны следует назвать:
- формирование научно и практически обоснованной системы действий по работе с кадровым резервом;
- разработку научно и практически обоснованной системы профессионального развития и саморазвития гражданских служащих Министерства обороны;
- расширение комплекса гарантий, которые предоставляются молодым специалистам, привлекаемым на должности гражданской службы в Министерстве обороны с учетом гарантии молодым военнослужащим;
- разработку системы мероприятий по стимулированию и поощрению гражданских служащих в профессиональном и карьерном развитии.