Гендерная политика в системе государственной и муниципальной службы – это политика, обеспечивающая равенство женщин и мужчин при поступлении на государственную и муниципальную службу и при ее несении.
Гендерный аспект государственной и муниципальной службы
Эффективность государственной и муниципальной службы зависит от многих факторов, в числе которых немаловажное значение имеет правоваая урегулированность соблюдения интересов лиц обоего пола, включая их вовлеченность в процессы принятия решений. Гендерное равенство – это ключевая проблема, характеризующая степень демократизации общества. Гендерное равенство формирует фундамент современной демократии, который обеспечивает равное участие граждан любого пола в установлении целей и направлений развития общества.
Равенство прав мужчин и женщин устанавливается различными документами международного характера, принятыми в том числе и Россией, в которой активное продвижение гендерной идеологии и политики получило начало в 80-ых годах XX века.
В России в 1996 году Указом Президента «О первоочередных задачах государственной политики в отношении женщин» было обеспечено повышение степени реальной вовлеченности женщин в деятельность органов государственной власти. В 90-ые годы российской истории обеспечили активное формирование специальных институциональных механизмов разработки и реализации гендерной политики на уровне федерации и ее регионов. Имело место создание специальных комиссий при администрации российского Президента, при российском Правительстве, в Совете Федерации, специального комитета нижней палаты российского Парламента, специального департамента в Министерстве труда и социального развития России, комиссий и комитетов в регионах Российской Федерации и так далее.
Однако достигнутые успехи были фактически ликвидированы в 2004 году, когда отказались от единственной правительственной структуры, отстаивающей вопросы гендерного равноправия – прекратила свое существование комиссия по вопросам положения женщин, департамент по делам детей, семьи и женщин, работавшие в составе Министерства труда и социального развития. На сегодняшний день национальный механизм, обеспечивающий гендерное равенство, функционирует только в составе Комитета Государственной думы по делам женщин, семьи и молодежи, а также общественной комиссии при Председателе Совета Федерации по обеспечению равных прав и возможностей мужчин и женщин в России и специальной комиссии при российском Правительстве. Развитие гендерных отношений в России осуществляется не быстро, специалисты отмечают усиление гендерного неравенства, особенно ярко прослеживаемые в системе государственной и муниципальной службы.
Статистические данные свидетельствуют о наличии огромной гендерной асимметрии в системе государственной и муниципальной службы. Государственными и муниципальными служащими преимущественно являются женщины, удельный вес которых достигает 60 %.
Однако имеет место ситуация, что при условии преобладания численного состава в лице женщин, они мало задействованы в системе принятия решений и руководстве. Высшие должности в системе государственной и муниципальной власти, как правило, занимают мужчины.
Проблема гендерного неравенства существует и по отношению к формированию кадрового резерва государственной и муниципальной службы. С одной стороны, резерв должен обеспечить привлечение к несению государственной и муниципальной службы прогрессивно мыслящих, талантливых и целеустремленных людей, с другой стороны, при создании президентского кадрового резерва в числе первой сотни резервистов количество женщин достигало 11.
Причины наличия гендерного неравенства в системе государственной и муниципальной службы
Значительный перекос гендерного соотношения в системе государственной и муниципальной службы обусловлен рядом причин, к числу которых можно отнести следующие:
- во-первых, разные отношения к риску у мужчин и женщин. Для мужской части общества риск выражается в потерях или прибыли, победе или поражении, для женщины риск является принципиально отрицательным моментом. В связи с этим женщины стремятся минимизировать или полностью избежать риска, однако в условиях принятия решений это качество нельзя рассматривать как положительное;
- во-вторых, существующие стереотипы, подразумевающие большую восприимчивость мужчин в качестве руководителей, в то время как женщина нуждается в доказательстве своей компетентности и возможностях осуществления управления;
- в-третьих, политический традиционализм в сочетании с демократическим устройством российского государства. Формирование управленческих кадров зачастую обеспечивается предпочтениями руководства, а не объективными качествами;
- в-четвертых, традиционное понимание места женщины как хранительницы домашнего очага, а не перспективного работника.
Пути обеспечения гендерного равенства в системе государственной и муниципальной службы
Решение вопросов гендерного неравенства в системе государственной и муниципальной службы возможно при условии:
- во-первых, занятия государством активной позиции в вопросах повышения гендерного образования в Российской Федерации;
- во-вторых, изменения оценки эффективности функционирования государственных и муниципальных служащих в соответствии с их профессиональными качествами и вкладом в порученное дело;
- в-третьих, привлечения средств массовой информации к пропаганде гендерного равенства в Российской Федерации, в системе государственной и муниципальной службы.
Попытка недооценивать значимость гендерного неравенства может оказать негативное воздействие на весь институт государственной и муниципальной службы, подорвать авторитет демократической системы управления государством. Гендерная политика в системе государственной и муниципальной службы выступает в качестве важнейшего ресурса, обеспечивающего укрепление российской системы государственной и муниципальной службы.
Система государственной и муниципальной службы нуждается в разработке четких критериев эффективности гендерной политики, обеспечивающей равные возможности самореализации женщин и мужчин на государственной и муниципальной службе.