Функционирование муниципальной власти – это непосредственная деятельность должностных лиц и органов муниципального управления, муниципальных служащих по реализации полномочий местного самоуправления по вопросам местного значения для обеспечения развития муниципальных территорий и повышения благосостояния местного населения.
Значение реформы местного самоуправления
Институт местного самоуправления, то есть институт публичного управления, опосредующий решение местным населением вопросов местного значения непосредственно и через избранных представителей, относится к числу основ демократического политического устройства по ряду причин:
- во-первых, институт местного самоуправления позволяет населению исходя из конкретных условий жизнедеятельности, имеющихся ресурсов, конкурентных преимуществ муниципальной территории, перспектив ее развития решать вопросы местного значения;
- во-вторых, муниципальное управление – это низший уровень публичного управления в стране, то есть муниципальное управление напрямую взаимодействует с населением, что, в свою очередь, позволяет обеспечить включенность населения в процесс управления, обеспечить доверие населения к системе управления на муниципальном уровне и, соответственно, в последующем на государственном уровне.
Значение муниципального управления для эффективной организации и реализации публичного управления в стране, в том числе на территории муниципалитетов, актуализирует вопросы повышения эффективности и функционирования института местного самоуправления посредством его реформирования.
С начала становления института муниципального управления в современной России ответственность должностных лиц и органов муниципального управления существенно возросла, поскольку возрос объем компетенции. При этом процесс становления института местного самоуправления не везде происходил одинаково эффективно ввиду ряда обстоятельств:
- недоверия населения к институту местного самоуправления на этапе становления: первые шаги по реформированию муниципального управления, в том числе принятие в 1995 г. закона, регламентирующего основы организации местного самоуправления в стране, происходили в период глобальных перемен в общественной и политической жизни в условиях экономической, политической и социальной нестабильности;
- система регионального управления не была готова к внедрению института местного управления и внедрению новых принципов муниципального управления;
- существующая система муниципального управления также была не в полной мере готова к решению новых вопросов;
- надлежащая поддержка со стороны государства процесса становления местного самоуправления не предоставлялась;
- остальная обстановка в стране характеризовалась наличием значительного числа проблем, поэтому систему государственного управления вопросы эффективной организации местного самоуправления занимали не в первую очередь.
Однако с момента учреждения института местного самоуправления прошло более двух десятилетий, сегодня этот институт активно формируется и совершенствуется и требует дальнейшего участия как со стороны публичного управления, так и со стороны местного населения.
Сегодня в качестве основной цели функционирования местного самоуправления можно назвать следующие:
- формирование и функционирование для обеспечения интересов местного населения;
- создание для местного населения возможности реализовать ее трудовой интеллектуальный потенциал, в частности посредством участия в управленческих процессах;
- адаптация системы местного самоуправления и местного нормотворчества под стратегические цели и задачи развития местного сообщества;
- постоянное совершенствование кадрового обеспечения системы местного самоуправления;
- обеспечение взаимодействия должностных лиц и органов местного самоуправления с иными муниципальными образованиями для обмена опытом, с региональной и федеральной властью – для решения общих стратегических задач развития;
- обеспечение открытости и прозрачности системы местного самоуправления для местного населения, в том числе обеспечение эффективного информационного обеспечения внутри системы местного самоуправления и вовне, то есть доведение сведений об управленческих процессах до населения;
- включение местного населения и некоммерческих организаций и представителей бизнеса в процессы управления местным сообществом и др.
Характеристика основных направлений реформы муниципального управления на современном этапе
Последние конституционные изменения внесли отдельные корректировки в статус системы местного самоуправления. Институт местного самоуправления сохранил свою самостоятельность, относительную обособленность, однако при этом конституционными нормами он был включен в единую систему публичного управления, что определяет необходимость его постоянного взаимодействия с системой государственного управления для обеспечения интересов местного населения.
Отдельного внимания сегодня заслуживает вопрос финансового обеспечения системы местного самоуправления: многие муниципалитеты сегодня не обладают необходимым объемом финансовых ресурсов для решения задачи муниципального управления. Именно поэтому сегодня поднимается вопрос о необходимости направления субсидий в муниципалитеты для осуществления национальных проектов при сохранении самостоятельности муниципальных образований.
Реформы касаются сегодня и обеспечения организационного совершенствования системы местного самоуправления, в том числе:
- процедуры преобразования муниципалитетов;
- перехода к одноуровневой системе муниципального управления;
- перехода к новому порядку взаимодействия внутри муниципальных объединений и пр.
Кроме того, большое значение имеет разрешение проблем:
- неопределенности территориальной организации муниципального управления;
- удаленности должностных лиц и органов муниципального управления от местного населения;
- отсутствия четких эффективных механизмов взаимодействия между региональными, федеральными и муниципальными органами власти.