Понятие функций государственного аппарата
Функции государственного аппарата – это роль органов государственного управления, которую они исполняют при осуществлении своей деятельности по государственному управлению.
Государственный аппарат выступает в качестве основного звена государственного механизма, которое обеспечивает осуществление повседневной работы органов государственного управления по реализации практических мер, призванных обеспечивать исполнение государственной функции.
Государственный аппарат выстраивается таким образом, чтобы обеспечить исполнение каждой функции государства.
В структуру государственного аппарата включаются государственные органы управления и власти, государственные служащие, занятые в системе государственных органов и наделенные определенными властными полномочиями, позволяющими им реализовать все функции государственной власти.
Термин «государственный аппарат» можно трактовать в широком и узком смысле. В первом случае в систему государственного аппарата включаются не только сами органы государственной власти, но и орудия власти, имеющие важное значение, к примеру, армия, органы охраны правопорядка и так далее.
Во втором случае в систему государственного аппарата включают совокупность органов власти административного характера, призванную выполнять исполнительно-распорядительные функции государственного управления.
Виды и содержание функций государственного аппарата
Органы государственного аппарата выполняют функции, которые определяются их принадлежностью к той или иной ветви власти.
В соответствии с этим подходом можно выделить три функции государственного аппарата:
- во-первых, законотворческую функцию;
- во-вторых, исполнительно-распорядительную функцию;
- в-третьих, судебную функцию.
Сущность законотворческой функции государственного аппарата состоит в разработке и принятии законов и иных нормативных правовых актов на федеральном и региональном уровнях власти. Реализацией этой функции занимаются те органы государственного аппарата, которые формируются на выборной основе, как правило, населением страны. В России законодательную функцию государственного аппарата на федеральном уровне выполняет двухпалатное Федеральное Собрание, включающее в свой состав Государственную Думу и Совет Федерации. На уровне региона законотворческая функция реализуется законодательными собраниями или парламентами.
Законотворческая функция органов государственного аппарата расширяется за счет дополнительных подфункций, в число которых могут включаться следующие:
- во-первых, подфункция утверждения состава правительства;
- во-вторых, подфункция утверждения федерального бюджета;
- в-третьих, подфункция объявления войны и заключения мира, а также ратификации иных международных договоров и так далее.
В том случае, если в государстве сложилось парламентская форма правления, законодательные органы государственного аппарата выступают в качестве верховной власти. В этом случае к их функциям добавляется функция назначения или выборов главы государства, на которого возлагаются, как правило, представительские обязанности без реальной власти.
В том случае, если в государстве сложилась президентская форма правления, избрание парламента и президента осуществляется независимо друг от друга. Нормативно-правовые акты, одобренные законодательным органом государственного аппарата, подлежат утверждению президентом страны. В этом случае президент наделен правом роспуска парламента.
Исполнительно-распределительная функция государственного аппарата выступает в качестве самостоятельного и независимого вида публичной власти в стране, обеспечивая реализацию управления государственными делами.
В российской практике основное содержание исполнительно-распорядительной функции государственного аппарата состоит в организации практического исполнении высшего нормативного акта страны, то есть Конституции, иных нормативно-правовых актов в процессе управления социально-экономическим развитием российского общества. Исполнительно-распорядительная функция реализуется за счет применения государственно-властных полномочий, мер принуждения, средств публичного права, чаще всего административного.
Реализация исполнительно-распорядительной функции государственного аппарата в России возложена на трехзвенную систему федеральных органов, которая включает в себя различные министерства, федеральные службы и агентства. На региональном уровне исполнительно-распорядительные функции государственного аппарата реализуются комитетами, департаментами и главными управлениями.
В качестве подфункций исполнительно-распорядительные функции государственного аппарата можно обозначить следующие:
- во-первых, осуществление подзаконного регулирования;
- во-вторых, реализация управленческой деятельности, обеспечивающей исполнение законодательства и воплощение государственной политики;
- в-третьих, осуществление административного правоприменения;
- в-четвертых, проведение государственной политики в сфере лицензирования, регистрации и сертификации;
- в-пятых, осуществление охраны правопорядка и административного контроля соблюдения правил и норм права;
- в-шестых, организация информационного обеспечения органов государственного управления.
Исполнение судебной функции государственного аппарата реализуется самостоятельной и независимой ветвью государственной власти, действующей для разрешения социальных конфликтов в рамках существующего права между различными субъектами, в качестве которых может выступать либо государство, либо граждане, либо хозяйствующие субъекты. Помимо этого, судебная функция подразумевает осуществление контроля соответствия законодательства содержанию российской Конституции.
Реализация данной функции возложена на Конституционный суд, Верховный суд и так далее.