Формы прямой демократии в системе местного самоуправления – это механизмы прямого участия населения в осуществлении местного самоуправления посредством предусмотренных законодательством форм.
Общая сущность форм прямой демократии в системе местного самоуправления
Местный уровень публичной власти является максимально приближенным к населению и предполагает его вовлечение в процесс принятия решений по вопросам местного уровня. Российское законодательство предоставляет возможность разнообразного участия населения в осуществлении местного самоуправления, в первую очередь за счет применения форм прямой демократии.
В соответствии с российским законодательством, в частности с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к формам прямой демократии в системе местного самоуправления относятся следующие формы:
- во-первых, местный референдум;
- во-вторых, муниципальные выборы;
- в-третьих, голосование, направленное на отзыв депутатов, членов выборного органа муниципального управления, выборных должностных лиц муниципального управления, изменение границ муниципального образования, его преобразование;
- в-четвертых, сход граждан, на которые возлагается исполнение обязанностей органов власти представительного характера;
- в-пятых, территориальное общественное самоуправление;
- в-шестых, публичные слушания и общественные обсуждения;
- в-седьмых, собрание граждан;
- в-восьмых, конференция граждан;
- в-девятых, опрос граждан;
- в-десятых, обращения населения в органы муниципального управления и так далее.
Местный референдум как форма прямого участия граждан в муниципальном управлении
Местный референдум является формой прямого участия граждан в осуществлении местного самоуправления с целью решения вопросов местного уровня. Проведение местного референдума осуществляется на всей территории муниципального образования. Принятия решения относительно проведения местного референдума возлагается на представительный орган муниципального управления. При этом инициатором проведения местного референдума могут выступать граждане Российской Федерации, проживающие на территории муниципального образования, избирательные объединения, иные общественные объединения, которые в соответствии с уставами могут принимать участие в референдумах и выборах и имеют соответствующую государственную регистрацию; представительный орган муниципального управления и глава муниципальной администрации, выдвигающие эту инициативу совместно.
В первом и втором случае подкреплением инициативы является сбор подписей. Количественное значение этой поддержки обеспечивается законодательством регионального уровня, однако не может превышать 5% от общей численности участников референдума.
Обязанность назначения местного референдума возлагается на представительный орган муниципального управления, которому дается на это 30 дней со дня поступления соответствующей документации. При отсутствии необходимых действий со стороны органов муниципального управления представительного характера по назначению референдума такая обязанность переходит к суду в соответствии с обращениями населения, избирательных объединений, главы муниципального образования, органов государственной власти регионального уровня, избирательных комиссий регионального уровня, а также прокурора.
К участию в местном референдуме допускаются граждане Российской Федерации, проживающие на территории муниципального образования. Свою волю они выражают в ходе тайного голосования на принципах всеобщности, равенства и прямого волеизъявления. Итоги голосования, принятое решение по итогам местного референдума должны быть обязательно обнародованы. Муниципальные органы власти обязаны обеспечить выполнение решения, принятого по итогам местного референдума.
Муниципальные выборы как форма прямого волеизъявления граждан в системе местного самоуправления
Муниципальные выборы являются одной из наиболее демократичных форм прямого волеизъявления граждан при принятии решений местного уровня. Проведение муниципальных выборов осуществляется с целью избрания депутатов, членов выборных органов муниципального управления, замещения выборных должностей в системе местной власти. Население участвует в выборах путем тайного голосования в соответствии с принципами всеобщности, равенства и прямого волеизъявления.
Назначение муниципальных выборов осуществляется органом муниципального управления представительного характера. Сроки такого назначения предусматриваются уставами муниципальных образований. В определенных случаях, предусмотренных на уровне федерального законодательства, назначение муниципальных выборов доверяется избирательной комиссии муниципального образования или суду.
Определение вида избирательной системы, применяемой муниципальным образованием, осуществляется региональными властями в зависимости от численности избирателей, вида муниципального образования и иных обстоятельств.
Итоги муниципальных выборов публикуются в обязательном порядке.
Сход граждан как форма прямого волеизъявления в системе муниципального образования
В определенных муниципальных образованиях, имеющих небольшую численность населения, сход граждан по своим функциям заменяет орган муниципального управления представительного характера. Также проведение схода граждан может осуществляться в определенных случаях, предусмотренных федеральным законодательством, например, в том случае, если необходимо решить вопрос изменения границ муниципального образования, населенный пункт может проводить сход граждан, привлекая населения муниципального образования к решению этого вопроса.
Инициатива созыва схода граждан может реализовываться группой жителей, численность которой составляет не менее 10 человек.