Федеральная целевая программа – это взаимоувязанная в отношении задач, сроков, ресурсов совокупность мероприятий научно-исследовательского, опытно-конструкторского, производственного, социально-экономического, организационно-хозяйственного и иного характера, призванных обеспечить эффективность решения проблем системного характера в сфере развития государства в экономическом, экологическом, социальном, культурном и ином плане.
Сущность и назначение федеральных целевых программ
Для эффективное решения задач, стоящих перед государством, используется такой инструмент как федеральная целевая программа, включающая в себя комплекс мероприятий, взаимоувязывающих между собой исполнителей, сроки, ресурсы.
Федеральные целевые программы применялись в России и в условиях командного регулирования экономики, но наибольшее распространение они получили в рамках рыночной экономике. Федеральные целевые программы призваны обеспечить решение определенных социально-экономических задач на территории всего государства за счет реализации целостной концепции управления той или иной сферой общественной жизнедеятельности.
Начало современному этапу применения федеральных целевых программ было положено в 1995 году, когда было принято Постановление Правительства «О поставках продукции для федеральных государственных нужд».
Федеральные целевые программы имеют четкую ориентацию на решение конкретных социальных задач. Специфика этих программ состоит в повсеместном применении на территории Российской Федерации. При этом в российской экономике имеет место использование региональных целевых программ, направленных на поддержку федеральных целевых программ.
Порядок формирования федеральных целевых программ
Согласно российскому законодательству высшим органом исполнительной власти Российской Федерации является Правительство, которое обязано формировать и обеспечивать реализацию федеральных целевых программ. При этом полномочия российского Правительства включают в себя мероприятия, направленные на формирование федеральных целевых программ и определение их целей. Таким образом, задача Правительства Российской Федерации состоит в поведении итогов предварительной работы по разработке и реализации федеральных целевых программ. Правительство составляет паспорт федеральных целевых программ, но не участвует в непосредственной реализации этих программ.
Подготовительные мероприятия в отношении формирования федеральных целевых программ также не является обязанностью российского Правительства. Подготовительную работу по разработке федеральных целевых программ выполняют отраслевые министерства и ведомства, ответственные за решение конкретных социально-экономических проблем.
Федеральные министерства и ведомства осуществляют разработку федеральной целевой программы от этапа разработки идеи до выбора способов реализации программ.
Подготовительный этап формирования федеральной целевой программы включает в себя следующие мероприятия:
- Разработка проектов вертикальных нормативно-правовых актов, определяющих перечень государственных служащих, в должностные обязанности которых входит участие в процессе формирования и реализации федеральной целевой программы;
- Создание регулирующих схемы и направления нормативно-правовых документов, содержащих вопросы федеральной целевой программы;
- Осуществление иных организационных мероприятий, направленных на подготовку федеральных целевых программ и их реализацию.
К разработке федеральных целевых программ может привлекаться несколько ведомств одновременно. При этом назначается ответственное ведомство, на которое возлагается процесс формирования и реализации федеральных целевых программ.
Структура федеральной целевой программы
Федеральная целевая программа имеет вполне конкретную структуру, независимо от того на решение какой социально-экономические проблемы направлено ее содержание.
В состав разделов федеральной целевой программы входят:
- во-первых, раздел, содержащий характеристику проблемы, для решения которой разработана федеральная целевая программа;
- во-вторых, раздел, содержащий основные цели и задачи федеральной целевой программы. В этом разделе указываются этапы и сроки реализации федеральной целевой программы, утверждается перечень целевых показателей и индикаторов федеральной целевой программы;
- в-третьих, раздел, содержащий перечень мероприятий федеральной целевой программы;
- в-четвертых, раздел, обосновывающий ресурсное обеспечение федеральной целевой программы;
- в-пятых, раздел, характеризующий механизм реализации федеральной целевой программы, в том числе порядок управления этой программы и взаимодействия государственных заказчиков;
- в-шестых, раздел, содержащий оценку экологической социально-экономической эффективности федеральной целевой программы.
Обязательным элементом федеральной целевой программы выступает ее паспорт, который содержит в себе следующие составляющие:
- наименование федеральной целевой программы;
- дату принятия решения относительно разработки федеральной целевой программы и дату ее утверждения;
- наименование государственного заказчика;
- наименование государственного заказчика-координатора;
- перечень основных разработчиков федеральной целевой программы;
- цели и задачи федеральной целевой программы.
Структура федеральной целевой программы должна соответствовать следующим требованиям:
- во-первых, обеспечивать развернутое понимание проблемы, на решение которой направлена федеральная целевая программа с указанием возможных рисков, приоритетов социально-экономического развития, обоснование необходимости того или иного варианта решения социально-экономических проблемы;
- во-вторых, цели и задачи федеральной целевой программы должны быть специфическими, достижимыми, измеряемыми, привязанными к определенным срокам;
- в-третьих, перечень мероприятий федеральной целевой программы должен носить конкретный и исчерпывающий характер с указанием планируемых к достижению результатов.