Формальные институты власти – это в демократическом обществе система нормативных правовых актов, принятых в соответствии с утвержденной в государстве процедурой, и соответствующая система учреждений, обеспечивающих организацию и обслуживание процессов публичного управления.
Понятие и отличия формальных и неформальных институтов власти
В теории при исследовании социальных институтов традиционно выделяют следующие их виды:
- формальные нормы – это законы, административные акты, то есть принятые в соответствии с установленной государством процедурой акты нормотворчества. Механизмы принуждения обеспечивают действие формальных институтов: инструменты наказания гарантируют соблюдение формальных правил;
- неформальные правила – это сформировавшиеся в обществе условности, обычаи, традиции.
Таким образом, основанием деления социальных институтов на формальные и неформальные следует признать формализацию общественных связей и отношений: формальные институты – это инструмент организованного выстраивания социальных связей и отношений. При этом необходимо отметить, что формальные институты всегда складываются на базе уже существующих социальных институтов и получают свое закрепление в официальных источниках.
В структуре современных формальных институтов можно выделить:
- политические институты;
- экономически институты;
- культурные институты.
Так, к политическим институтам относятся сами публично-правовые образования (государство, регион, муниципалитет), а также органы публичного управления (парламента, администрация, суд, полиция). Кроме того, к политическим институтам относятся политические процедуры, например, законотворческий процесс;
Экономический институты, в свою очередь представлены субъектами хозяйственной деятельности (производственными, финансовыми, страховыми и иными организациями), а также урегулированными правом экономическими процессами, например, заключением и исполнением гражданско-правовых договоров, привлечением и использованием кредитных средств через кредитные организации и др.
В том случае, когда формальные институты не урегулируют определенную область общественных отношений, не позволяют решать существующие у индивида или коллектива задачи, в обществе складываются неформальные институты. Здесь важно подчеркнуть, что неформальные нормы это исторически первая форма создания правил совместной жизнедеятельности: ряд неформальных правил получает формальное закрепление, как санкционированные государством они становятся общеобязательными. Однако при этом часть неформальных правил не требует с точки зрения обеспечения прав личности и безопасности общества формализации и остается на уровне полезных неформальных институтов. При этом необходимо понимать, что в политической сфере наличие неформальных институтов опасно с точки зрения развития коррупции. Это обусловлено тем обстоятельством, что сфера публичного управления напрямую влияет на обеспечение прав и свобод личности, на благополучие общества и правопорядок, на эффективное расходование общественных финансов, и именно поэтому названная сфера требует регламентации и соблюдения регламентированных процедур.
Значение формальных и неформальных институтов власти в местных обществах
В современных демократических обществах формальными политическими институтами в самом общем виде обозначаются установленные в соответствии с действующими демократическими процедурами общеобязательные правила и порядок реализации публичной власти. В любом политическом пространстве наряду с формальными институтами власти закономерно формируются неформальные институты власти, которые нередко являются причиной развития коррупции и злоупотреблений.
Важно отметить, что местное общество как единица организации публичного управления представляет собой наиболее приближенный к населению государства уровень власти. В сравнении с иными публично-правовыми образованиями, в том числе с государством в целом и региональными территориями в частности, муниципальное образование является относительно ограниченной по территории и населению публично-правовым образованием, что, в свою очередь, способствует распространению неформальных институтов власти. Безусловно, неформальные институты власти функционируют фактически в каждом политическом пространстве и на всех уровнях власти, однако неформальные институты, формирующиеся в относительно ограниченных территориальных образованиях таких, как муниципалитеты, связаны с формированием тесных персонифицированных отношений, строящихся на личных связях. Это является угрозой развития коррупции, поскольку позволяет заинтересованным субъектом обходить нормативно установленные процессы и процедуры.
Другой специфической характеристикой системы власти местных обществ является зависимость таких систем от систем публичного управления более высокого уровня: регионального и федерального. Однако несмотря на унификацию политических и правовых процессов по вертикали, местное общество во многом сохраняет возможность для реализации собственных решений вне влияния регионального или федерального публичного управления. Это также способствует распространению неформальных политических институтов в местных обществах.
Негативными последствиями распространения неофициальных институтов власти в местных обществах могут являться коррупция, кумовство в системе местного самоуправления. Для предотвращения негативных последствий распространения неформальных институтов в системе публичного управления на местном уровне крайне важно обеспечивать открытость и прозрачность управленческих процессов в местных сообществах. Местное население должно иметь полное представление о всех задачах и процессах, которые происходят в системе местного самоуправления, иметь возможность через демократические институты влиять такие решения и процессы, а также осуществлять контроль над их исполнением должностными лицами и органами местного самоуправления.