Финансовый механизм государственных и муниципальных учреждений – это совокупность форм и видов организации, а также методов и способов управления финансовыми ресурсами и отношениями государственных и муниципальных учреждений.
Сущность финансового механизма государственных и муниципальных учреждений
Финансовый механизм государственных и муниципальных учреждений представляет собой систему видов, форм организации, способов и методов управления финансовыми ресурсами и отношениями, в которые вовлечены эти государственные и муниципальные учреждения. Финансовый механизм представляет собой систему методов, посредством применения которых государственные и муниципальные учреждения обеспечивают свою деятельность необходимыми финансовыми ресурсами.
Функционирование финансового механизма государственных и муниципальных учреждений ориентировано на финансовое обеспечение реализации этими учреждениями полномочий в различных сферах жизнедеятельности государства и населения.
Структура финансового механизма государственных и муниципальных учреждений включает в себя следующие элементы:
- во-первых, источники финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений;
- во-вторых, направления использования финансовых ресурсов государственных и муниципальных учреждений;
- в-третьих, формы финансового обеспечения;
- в-четвертых, финансовые планы государственных и муниципальных учреждений.
Источники финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений – это совокупность денежных ресурсов, которые направляются на осуществление деятельности государственных и муниципальных учреждений, составляющей цель создания этих учреждений.
Для источников финансового обеспечения характерен однотипный характер, однако они могут немного различаться в зависимости от вида учреждения. В качестве источников финансирования деятельности государственных муниципальных учреждений можно обозначить:
- бюджетные средства в форме субсидий и целевых поступлений;
- поступления от платного оказания услуг или выполнения работ;
- бюджетные инвестиции;
- благотворительные безвозмездные взносы, пожертвования, полученные от граждан и хозяйствующих субъектов;
- выручку от продажи объектов основных средств, также доходы от предоставления в аренду имущества государственных и муниципальных учреждений;
- иные источники, которые не запрещены российским законодательством.
Функционирование финансового механизма поддерживается совокупностью инструментов бюджетного финансирования. Всю совокупность финансовых ресурсов государственных и муниципальных учреждений можно разделить на внешние и внутренние. Внешние финансовые ресурсы представляют собой привлеченные денежные средства, внутренние являются собственными денежными средствами. Во втором случае речь идет о доходах, которые получаются учреждениями от оказания услуг на платной основе, субсидиях, обеспечивающих возмещение нормативных затрат в соответствии с государственным или муниципальным заданием, субсидиях на другие цели, других поступлениях, к примеру, доходах от предоставления в аренду имущества государственных и муниципальных учреждений и так далее.
Привлеченные источники государственных и муниципальных учреждений включают в себя заемные средства, а также средства, которые поступают в порядке перераспределения. Заемные средства включают в себя совокупность коммерческих кредитов, предоставляемых контрагентами.
Финансовые ресурсы учреждений расходуется по направлениям, предусмотренным классификацией операций сектора государственного управления. Однако некоторые виды учреждений обладает определенной свободой в расходовании финансовых ресурсов.
Функционирование финансового механизма учреждений различаются в зависимости от их видов.
Особенности финансового механизма казенных учреждений
Финансовый механизм казенных учреждений можно охарактеризовать следующим образом:
- во-первых, бюджетные ассигнования в адрес этих учреждений имеют исключительное целевое назначение сообразно кодам бюджетной классификации России;
- во-вторых, движение денежных средств, включая получение дохода от деятельности учреждения, в обязательном порядке осуществляется через лицевые счета, которые открываются в органах казначейства;
- в-третьих, оплата расходов учреждения санкционируется казначейством в пределах бюджетных лимитов. Лимиты представляют собой объем прав в денежном эквиваленте на исполнение или принятие казенным учреждением бюджетных обязательств;
- в-четвертых, наличие строгой регламентации бюджетных средств по времени и назначению;
- в-пятых, выделение бюджетных ассигнований осуществляется в соответствии с показателями деятельности казенных учреждений в очередной финансовый год и с учетом ранее использованных средств;
- в-шестых, контроль обоснованности планирования бюджетных ассигнований, целевого и экономного использования средств носит обязательный характер.
Особенности финансового механизма бюджетных и автономных учреждений
Финансовый механизм бюджетных и автономных учреждений имеет сходную структуру и назначение, особенности которых можно выразить следующим образом:
- во-первых, данные учреждения получают бюджетные средства в виде субсидий;
- во-вторых, формирование выручки определяется как произведение объема выполненных работ или предоставленных услуг и соответствующих тарифов и цен на работы или услуги;
- в-третьих, автономные бюджетные учреждения обладают большей самостоятельностью в распределении собственных доходов по сравнению с казенными учреждениями;
- в-четвертых, источники финансирования и расходы, имущество и обязательства данных учреждений, подлежат разграничению в разрезе тех, которые поступили из бюджетной системы, и тех, которые получены в результате осуществления собственной приносящей доход деятельности;
- в-пятых, учреждения обязаны предоставлять налоговые декларации по осуществляемым видам деятельности.