Финансовое регулирование социально-экономических процессов – это деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, которая заключается в использовании финансовых инструментов и механизмов для достижения целевых показателей в сферах экономического развития и социального благополучия.
Теоретические основы государственного финансового регулирования
В настоящее время общепризнанным является тезис, согласного которому предназначение государства заключается в повышении уровня и качества жизни людей. Для того, чтобы осуществлять на практике свое предназначение, государство в исключительном порядке наделено властными полномочиями. Их применение означает вмешательство государства в частную и общественную жизнь, что называется государственным регулированием.
Одной из составных частей государственного регулирования является финансовое регулирование. Его выделение основывается на разграничении действий государственных органов по применяемым ими инструментам. В данном случае используются финансовые инструменты и механизмы.
Современные государства обладают большим и развитым финансовым инструментарием. Его основными элементами являются:
- бюджет – это централизованный денежный фонд, который формируется за счет мобилизации из экономики денежных средств и используется посредством их расходования; фактически является инструментом перераспределения национального дохода между отраслями экономики, регионами страны, социальными группами граждан;
- налоги – это обязательные платежи граждан и организаций в бюджет государства, параметры уплаты которых определяются условиями экономического положения плательщиков, их деятельностью и соответствующими результатами; выступает как основной способ пополнения бюджета;
- государственное заимствование – это способ финансирования дефицита государственного бюджета, который заключается в выпуске государством в обращение долговых ценных бумаг и получении в коммерческих банках и у иностранных государств кредитов;
- ключевая ставка Центрального банка (ставка рефинансирования) – это размер процентов, под которые Центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам; следовательно, коммерческие банки не могут предоставить своим клиентам кредиты под процент, меньший чем ключевая ставка;
- социальные трансферты – это способ расходования средств государственного бюджета, который заключается в совершении прямых выплат отдельным группам населения (пенсии – пожилым и инвалидам, стипендии – студентам, пособии – безработным и больным и т.д.);
- денежная эмиссия – это выпуск в обращении Центральным банком дополнительного объема денежных средств, которые, как правило, не обеспечены соразмерным объемом производства;
- валютная политика – это установление режима валютного курса и правил совершения операций с валютой, а также осуществление контроля за соблюдением этих режима и правил.
Воздействие финансовых инструментов на социально-экономические процессы
Конечной целью регулирования социально-экономических процессов в стране является обеспечение устойчивого развития национальной экономики и создание на этой основе условий для повышения уровня жизни населения. Для того, чтобы достичь эту цель, необходимо урегулировать социально-экономические отношения в нескольких взаимосвязанных сферах общественной жизни. Приоритетными на данный момент считаются следующие сферы:
- стимулирование малого и среднего предпринимательства;
- снижение темпов годовой инфляции;
- развитие отраслей экономики и межотраслевых комплексов;
- содействие занятости населения и борьба с безработицей;
- социальное обеспечение граждан;
- развитие здравоохранения, образования, науки, культуры;
- обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами.
Социально-экономические процессы в обозначенных сферах регулируются, в том числе, при реализации финансовой политики государства. В настоящее время для решения этой задачи используется такой метод, как программно-целевое бюджетирование. Он заключается в том, что в основе составления и исполнения бюджетов находятся целевые программы.
Целевыми программами называют комплекс мероприятий, взаимоувязанных по целям, выделенным ресурсам, привлечённым участникам и ограниченным срокам осуществления. Они включают в себя как целые подпрограммы (или целевые программы более низкого уровня), так и отдельные мероприятия. Программно-целевой метод позволяет на практике увязать бюджетную политику с приоритетами социально-экономического развития страны, обеспечить их реализацию посредством долгосрочного эффективного и результативного расходования государственных средств.
Подавляющее большинство расходов бюджетов (более 95%), которые принимаются на всех уровнях бюджетной системы, распределено на выполнение мероприятий в рамках целевых программ. А поскольку реализация программ имеет долгосрочный характер, бюджеты рекомендуется принимать на среднесрочную перспективу – на период 3 лет. Это повысит предсказуемость и стабильность социально-экономического развития территорий.
Государственные целевые программы сейчас действуют как ключевой механизм финансового регулирования социально-экономических процессов. Это связано с тем, что метод, используемый при их разработке и реализации, предполагает согласование стратегического и бюджетного планирования. Обеспечивается подобное согласование интеграцией всех инструментов проведения государственной политики – нормативно-правовое регулирование, контрольные полномочия, бюджетные ассигнования, налоговые льготы, использование государственного имущества, взаимодействие с регионами и муниципалитетами.