Федеральная антимонопольная служба – это уполномоченный исполнительный орган федерального уровня, обеспечивающий принятие нормативно-правовой базы и контроль соблюдения антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях, государственном регулировании тарифов и цен, рекламе, иностранных инвестициях в хозяйствующие субъекты, имеющие стратегический статус, и так далее.
Общая характеристика Федеральной антимонопольной службы
Федеральная антимонопольная служба является федеральным уполномоченным органом, регулирующим деятельность по обеспечению конкуренции и противодействию монополии. Руководство функционированием Федеральной антимонопольной службы возложено на российское Правительство. Правовые основы функционирования Федеральной антимонопольной службы составляют требования российской Конституции, федеральных конституционных законов и федеральных законов, президентских актов, правительственных актов, международных договоров.
Практическое функционирование службы осуществляется в следующих формах:
- во-первых, непосредственно;
- во-вторых, посредством территориальных органов, взаимодействующих с другими органами государственного управления исполнительного характера, Центробанком России, органами региональной власти, органами муниципального управления, общественными объединениями и прочими организациями.
Назначение руководителя Федеральной антимонопольной службы и освобождение его от должности осуществляется российским Правительством. На руководителя возлагается персональная ответственность за выполнение службой ее полномочий и реализацию государственной политики в пределах компетенции службы.
Данная служба имеет статус юридического лица, на печати службы изображен государственный герб России.
Федеральная антимонопольная служба находится в городе Москве.
Характеристика полномочий Федеральной антимонопольной службы
В соответствии со своей компетенцией Федеральная антимонопольная служба обеспечивает реализацию следующих полномочий:
- внесение на рассмотрение российского Правительства проектов федеральных законов, нормативно-правовых актов и иных документов, требующих правительственных решений по вопросам ведения службы;
- внесение в Правительство проекта плана своей ежегодной работы и прогнозных показателей деятельности службы;
- самостоятельное принятие нормативных актов в пределах своей компетенции;
- установление тарифов и цен, осуществление контроля в пределах своей компетенции. Федеральная антимонопольная служба контролирует соблюдение некоммерческими и коммерческими организациями, органами государственного и муниципального управления требований антимонопольного законодательства, законодательства, регулирующего деятельность естественных монополий, рекламу, оборонные заказы, государственное регулирование тарифов и цен, действия естественных монополий по соблюдению требований об обеспечении доступа на рынки, требований об обязательном заключении договоров естественными монополиями и так далее;
- осуществление функции главного распорядителя и получателя средств из федерального бюджета на обеспечение функционирования антимонопольной службы;
- организация приема населения, обеспечение своевременного и полного рассмотрения обращений населения, принятие решений по этим обращениям и направление ответов заявителям;
- обеспечение защиты сведений, имеющих статус государственной тайны;
- обеспечение мобилизационной подготовки антимонопольной службы;
- организация дополнительного профессионального образования персонала Федеральной антимонопольной службы;
- осуществление государственных закупок товаров и услуг для нужд службы и так далее.
Характеристика состава прав Федеральной антимонопольной службы
В соответствии с требованиями законодательства Федеральная антимонопольная служба наделена следующими правами:
- запрос и получение сведений, которые необходимы для решения вопросов в пределах компетенции службы;
- принятие обязательных для естественных монополий решений их деятельности и методов регулирования этой деятельности;
- заказ проведения исследований, анализов, испытаний и оценок по вопросам надзору в установленной сфере;
- предоставление физическим и юридическим лицам разъяснений в пределах компетенции службы;
- осуществление контроля деятельности территориальных органов Федеральной антимонопольной службы;
- привлечение научных и иных организаций, специалистов и ученых для изучения вопросов компетенций в Федеральной антимонопольной службы;
- применение ограничительных, предупредительных и профилактических мер в рамках установленных законодательством с целью пресечения или недопущения нарушения норм права в сфере деятельности службы;
- создание координационных, совещательных, экспертных органов, в том числе межведомственного характера;
- издание индивидуальных правовых актов в пределах своих полномочий;
- учреждение ведомственного знака отличия и иных ведомственных наград для сотрудников службы.
Федеральная антимонопольная служба не наделена правом осуществления функций, направленных на управление государственным имуществом и оказание платных услуг. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные законодательством.
Федеральная антимонопольная служба не имеет права на установление функций и полномочий, прямо не предусмотренных федеральным законодательством, актами российского Президента и Правительства. Также служба не имеет права установления ограничений в отношении свобод и прав граждан, некоммерческих и коммерческих организаций, если это прямо не предусмотрено российской Конституцией.