Государственная экономическая политика РФ – это специальное направление государственной политики, реализуемое высшими и профильными исполнительными органами посредством реализации принципов, инструментов, мероприятий, направленных на упорядочение социально-экономических процессов для обеспечения роста благосостояния населения и прогрессивного экономического развития.
Становление государственной экономической политики РФ
Прежде всего, необходимо отметить, что демократическое политическое устройство и экономика с равными свободными субъектами, наделенными правом самостоятельно определять взаимные права и обязанности, -относительно новые элементы общественно-государственного устройства России. В советском государстве отсутствовали частная собственность, свободные рыночные отношения, а экономическая модель Советского Союза характеризовалась как административно-плановая. В связи с этим в период распада Советского Союза в 1990-е гг. перед новым российским государством встала необходимость выстраивания новой модели экономических отношений фактически с нуля.
При этом отсутствовали не только правовая и организационная база для выстраивания рыночной экономики, но и методологические научные разработки в указанной сфере. Поскольку собственные научные концепции отсутствовали, экономическая государственная экономическая политика нового российского государства строилась на неоклассической концепции экономики.
Таким образом, в качестве специфической характеристики становления государственной экономической политики России можно назвать форсированное формирование свободного рынка. Так, если экономика западных государств формировалась поэтапно, эволюционно, в течение длительного периода времени, то российская экономика должна была сформироваться в минимальные сроки без необходимой правовой и организационной базы.
Во второй половине 1990-х гг. государственная экономическая политика оперативного формирования системы рыночной экономики осуществлялась на следующих принципах:
- либерализация экономических отношений, в том числе внешнеторговой деятельности, цен и пр., сокращение государственного вмешательства в экономические отношения, то есть фактически упразднение доставшейся в наследство от Советского государства планово-распределительной экономической системы;
- стабилизация экономических отношений на макроэкономическом уровне. Указанное предполагало сокращение темпов открытой инфляции, которая после распада Советского Союза сменила негативные тенденции дефицита товаров и скрытой инфляции. Кроме того, государством устанавливались жесткие финансовые ограничения для всех хозяйствующих субъектов, в том числе и для публично-правовых образований;
- приватизация. Названное направление государственной экономической политики предполагало, что большая часть государственной собственности будет трансформироваться в собственность частных хозяйствующих субъектов для повышения их мотивации к реализации предпринимательской и иной экономической деятельности. Кроме того, приватизация была направлена на повышение материальной заинтересованности частных субъектов в участии в экономических отношениях и определяла ответственность таких субъектов для обеспечения эффективного функционирования механизмов рынка.
Об успешной реализации указанной программа говорить не представляется возможным, поскольку приватизация была проведена ненадлежащим образом, темпы инфляции не были стабилизированы, длительное время экономика страны находилась в кризисном положении.
Государственная экономическая политика в начале XXI века
После провала государственной экономической политики в конце 1990-х гг. предпринимались отдельные попытки по усилению позиции государства в экономической системе, для того чтобы сформировать благоприятную среду для развития экономики в приоритетных для государства и общества отраслях. Однако государственное вмешательство носило несистемный характер и фактически у государства отсутствовали возможности для обеспечения принятых на себя обязательств.
В начале 2000-х гг. государственная экономическая политика была коренным образом пересмотрена и новый план действий федерального правительства предполагал, что усилия государства будут сконцентрированы на:
- формировании конкурентной среды;
- защите прав собственности;
- преодолении избыточных объемов административного и налогового давления в сфере предпринимательской деятельности, в том числе в сфере инвестиционной деятельности;
- повышении прозрачности финансового управления организациями.
В этот период программа социально-экономического развития предполагала, что экономика будет модернизирована при сокращении государственного вмешательства в экономические отношения и дальнейшей либерализации экономических отношений.
Современная государственная экономическая политика
Необходимо отметить, что современная российская экономика характеризуется значительными проблемными аспектами, в том числе:
- экспортно-сырьевой характером;
- отсутствием развитого малого и среднего предпринимательства;
- налоговым и административным давлением на экономические субъекты и пр.
Кроме того, негативное влияние на развитие экономических отношений оказывает и внешнеполитическая обстановка, в связи с которой на Россию наложены экономические санкции.
Сегодня главным направлением экономической политики государства выступает формирование институциональной среды для эффективного функционирования рыночных механизмов. Государство и общество заинтересовано в:
- стимулировании развития малого и среднего предпринимательства;
- стимулировании развития инновационных технологий;
- сокращении административного и налогового давления на субъектов малого и среднего предпринимательства и др.
Таким образом, перед российским государством стоит задача дальнейшего совершенствования государственной экономической политики для обеспечения благосостояния российского населения и безопасности государства.