Этико-правовое регулирование поведения государственных служащих – это совокупность правовых и этических норм, регулирующих профессиональное поведение государственных служащих с целью максимально эффективного выполнения ими своих обязанностей.
Статус государственного служащего
Для государственного служащего характерно наличие определенного правового положения, именуемого правовым статусом. Государственные служащие могут поступить на государственную службу, осуществлять ее прохождение или прекращать ее при определенных условиях. На государственного служащего возлагается реализация предоставленных ему полномочий как внутри государственной администрации, так и в отношении внешних субъектов права в лице граждан, хозяйствующих субъектов, иных субъектов.
Правовой статус государственных служащих можно представить в виде системы свобод, прав, обязанностей, запретов, ограничений и ответственности, утвержденных на законодательном уровне и гарантированных со стороны государства.
Правовое регулирование статуса государственных служащих осуществляется на уровне федерального законодательства, регионального законодательства, а также иных нормативно-правовых актов.
Характеристика задач этико-правового регулирования поведения государственных служащих
Специфика этико-правового регулирования поведения государственных служащих выражается в том, что определенные нормы поведения государственных служащих могут закрепляться, как в рамках в виде правовых норм, так и в виде определенных этических принципов. Некоторые нормы поведения государственных служащих вообще не подлежат закреплению, так как являются следствием общечеловеческой морали.
Правовое регулирование поведения государственных служащих призвано обеспечивать согласованность, единство и общественно необходимое содержание деятельности и функционирования всего государственного аппарата. В этом контексте этико-правовое регулирование поведения государственных служащих решает следующие основные задачи:
- во-первых, определяет цели и принципы деятельности государственных служащих, формулирует нормы этического поведения, которыми они должны руководствоваться;
- во-вторых, содействует формированию ответственных и доверительных отношений в коллективе органа государственного управления и в обществе в целом.
Государственная власть признает за гражданами право требования соблюдения государственными служащими правовых и моральных норм.
Характеристика форм этико-правового регулирования поведения государственных служащих
Этико-правовое регулирование поведения государственных служащих подразумевает возможность использования следующих форм:
- Аттрактивная мотивация государственных служащих, в основе которой находится наличие у этих служащих стремления соблюдать определенные нормы и следовать определенным ценностям. Данная форма мотивации является противоположностью рациональной формы, основанной на стремлении к получению выгоды. Такая форма регулирования обеспечивает стимулирование инициативности и повышение дисциплины технологического характера, что обеспечивает рациональность планирования деятельности государственных служащих.
- Способ взаимодействия индивидов, обусловленный реализацией современного механизма управления персоналом в рамках системы квалификационных разрядов, классных чинов и иных квалификационных групп. Коллективизм обеспечивает раскрытие таких профессиональных и личностных характеристик как профессионализм, добросовестность, скромность.
- Правовое нормирование. Это форма регулирования выражается в традиции следования образцу поведения лица, на которого возложена лидерская функция. Данная форма регулирования обусловлена законопослушностью, присущей большинство граждан.
Методы этико-правового регулирования поведения государственных служащих
Этико-правовое регулирование поведения государственных служащих предполагает использование таких методов как:
- кодексы профессиональной этики государственных служащих, представляющие собой свод общих принципов и правил профессионального поведения, которыми государственные служащие руководствуются вне зависимости от занимаемой должности;
- комитеты по этике, которые представляют собой автономные, независимые общественные объединения, в основе которых находится добровольное членство, создаваемые на основе совместной деятельности государственных служащих, специализирующихся в сфере этики государственной службы и разработки ее принципов;
- профессиональные тренинги государственных служащих, которые представляют собой совокупность методов активного обучения, ориентированных на развитие умений, знаний и навыков, социальных установок государственных служащих;
- социальный аудит, который выражается в процессе оценки, подготовки отчетности, повышении эффективности функционирования государственный служащих, средствах, обеспечивающих измерение воздействия государственных служащих на общество в целом.
Также в качестве метода этико-правового регулирования поведения государственных служащих можно рассматривать создание специальных служб, деятельность которых направлена на урегулирование этических претензий. Задача данных служб состоит в рассмотрении жалоб этического характера, поступающих как со стороны лиц, взаимодействующих с государственными служащими в пределах органов власти и за пределами этого органа власти. Формами воплощения такой службы может являться горячая линия или электронная почта, на которые можно направлять соответствующие претензии.
Для некоторых развитых стран характерно использование метода социальных ревизий, сущность которого состоит в ежегодном публичном «социальном разоблачении», воплощаемом в списке наиболее и наименее уважаемых органов власти.
Также действенным методом этико-правового регулирования поведения государственных служащих является система запретов и ограничений, закрепленных на законодательном уровне.