Энергетическая безопасность государства – это состояние защищенности экономики и общества от угроз безопасности в области энергетики, которое позволяет выполнять требования в отношении обеспечения потребностей населения в топливо- и энергоснабжении, а кроме того выполнять экспортные контракты и международные обязательства государства в области энергетики.
Значение энергетической безопасности государства
В качестве одного из главных аспектов эффективности функционирования государственного механизма традиционно рассматривается способность обеспечить безопасность государства.
Энергетическая безопасность представляет собой один из элементов безопасности государства, определяющий устойчивое экономическое развитие. В самом общем виде, энергетическая безопасность государства может быть определена как состояние уверенности в том, что экономика обладает энергетическими ресурсами в необходимом объеме и надлежащего качества в конкретных экономических условиях.
Более конкретно, энергетическая безопасность может характеризоваться как возможность:
- удовлетворять спрос на энергоресурсы;
- производить необходимое количество топлива и электричества;
- поставлять топливо и электричество по приемлемым исходя из конкретных экономических условий ценам;
- обеспечивать нормальное существование населения и функционирования бизнеса, а также защиту территории государства.
Для обеспечения энергетической безопасности государство должно сформировать систему безопасной и надежной поставки топливно-энергетических ресурсов, обеспечивающих устойчивое социально-экономическое развитие.
Для обеспечения состояния энергетической безопасности необходимо также разрабатывать и реализовывать мероприятия, направленные на предупреждение или сокращение последствий угроз энергетической безопасности с учетом целей стратегического социально-экономического развития экономики в долгосрочной перспективе.
Цели обеспечения энергетической безопасности государства
Энергетическая безопасность России обеспечивается эффективным функционированием топливно-энергетического сектора, который сегодня вносит значительный вклад как в национальную экономику, так и в национальную безопасность. Сектор охватывает нефтяную, газовую, торфяную и угольную отрасли, а также отрасли электроэнергетики и теплоснабжения.
Для гарантирования энергетической безопасности государства в России разрабатываются:
- мероприятия общего характера в рамках обеспечения национальной безопасности;
- специальные мероприятия по обеспечению энергетической безопасности.
В отечественной экономической системе топливно-энергетический сектор играет одну из ведущих ролей и выступает одним из главных источников формирования бюджетных доходов. Кроме того, топливно-энергетический сектор выступает в качестве крупного заказчика для других экономических секторов.
Развитие отечественной энергетики сегодня характеризуется двумя аспектами:
- ориентированностью на всестороннюю поддержку социально-экономического развития государства;
- сохранением и развитием роли государства в мировой энергетике.
Кроме того, отечественный энергетический сектор должен содействовать развитию иных экономических секторов и достижению национальных целей и задач стратегического развития.
Угрозы энергетической безопасности государства
В качестве основных угроз энергетической безопасности государства можно выделить следующие:
- замедление динамики роста мировой экономики, сокращение спроса на топливно-энергетические продукты, перепроизводство углеводородных энергетических ресурсов;
- недостаточный внутренний спрос для инновационного обновления отрасли;
- критическая зависимость топливно-энергетического сектора от импорта оборудования и технологий и др.
Основные направления обеспечения энергетической безопасности государства
В условиях развития мировой и отечественной экономики требуется модернизация энергетического сектора страны и переход к более гибкой и эффективной энергетической модели, которая была бы способна отвечать на современные вызовы и угрозы. Указанное позволяет в качестве приоритетных направлений обеспечения энергетической безопасности страны выделить следующие:
Обеспечение структурной диверсификации энергетического сектора, в том числе дополнение:
- углеродно-сырьевой модели энергетики неуглеродной;
- энергоснабжения централизованного характера нецентрализованным энергоснабжением;
- экспорта ресурсов энергетики экспортом технологий в области энергетики, оборудования и услуг в области энергетики.
Внедрение в энергетическом секторе информационных технологий для повышения качества всех процессов в области производства и поставки энергетики, а кроме того для предоставления новых возможностей потребителям продукта энергетической отрасли.
- Повышение эффективности территориального размещения инфраструктуры энергетики, которая бы позволила на территории Дальнего Востока, Восточной Сибири, в Арктической зоне сформировать нефтегазовые сырьевые и нефтегазохимические центры, расширить транспортную инфраструктуру сектора, занять лидирующее положение на Азиатско-Тихоокеанском региональном рынке.
- Сокращение отрицательного воздействия топливно-энергетического сектора на природную среду, адаптация его к климатическим изменениям для обеспечения перехода к низкоуглеродному развитию глобальной экономики, сохранения природной среды, противодействия климатическим изменениям.
На национальном уровне приоритеты развития энергетического сектора определяются следующими направлениями:
- гарантирование энергетической безопасности государства на федеральном и региональном уровнях;
- приоритет удовлетворения внутренних потребностей в продуктах и услугах топливно-энергетического сектора;
- ориентация на экологически безопасное и ресурсосберегающее развитие энергетики;
- поддержка конкуренции в топливно-энергетическом секторе внутри страны;
- ориентация на эффективную энергетику и рациональное и безопасное использование природных ресурсов;
- повышение эффективности управления в топливно-энергетическом секторе и др.