Экспертная оценка принятия и исполнения государственных решений – это привлечение специалистов для оценки содержания, качества и эффективности принимаемых и исполняемых государственных решений на всех этапах их разработки и осуществления.
Необходимость экспертной оценки принятия и исполнения государственных решений
Воплощением государственного управления на практике являются государственные решения, процесс принятия и исполнения которых характеризуется высокой степенью сложности.
От содержания и качества государственных решений напрямую зависит эффективность реализации функций государственного управления. Органы государственного управления и их должностные лица, ответственные за принятие государственных решений, а также организацию процесса их исполнения не всегда обладают специальными знаниями, необходимыми для осуществления этих процессов. Также зачастую органы государственного управления и их должностные лица при принятии и исполнении государственных решений испытывают недостаток информации.
Решение этой проблемы обеспечивается за счет привлечения экспертов, обладающих информационными ресурсами и специализированными компетенциями в конкретных вопросах государственного управления.
Существование института экспертной оценки государственных решений обусловлено тем, что органы государственного управления не могут принять на постоянную работу всех необходимых им специалистов, как следствие, вынуждены обращаться к специалистам со стороны для оценки принятия и исполнения государственных решений.
Экспертиза принятия и исполнения государственных решений выступает в качестве элемента регулирования, призванного повысить качество каждого этапа принятия и исполнения государственного решения.
Задача экспертизы государственных решений состоит в подготовке заключений относительно содержания и качества принимаемых и исполняемых государственных решений.
Критерии экспертной оценки принятия и исполнения государственных решений
Привлечение экспертов к оценке принятия и исполнения государственных решений должно соответствовать определенным критериям, обеспечивающим качество этой оценки.
Органы государственного управления способны самостоятельно выполнять некоторые аналитические функции, при этом для других функций требуется привлечение сторонних специалистов. Для определения критериев в привлечения экспертов к процессу принятия и исполнения государственных решений применяется подход оптимизации системы регулирования в соответствии с рисками. Государство, по мнению ряда экспертов, выступает в качестве регулятора рисков. Многие современные государства стремятся отказаться от государственного регулирования, перейдя к детальной оценке рисков регулятивного воздействия. Показатель риска выступает в качестве оценочного показателя возможного исхода событий в результате принятия и реализации того или иного государственного решения, а также воздействия различных факторов на это решение.
Привлечение экспертов в процессы принятия и исполнения государственного решения напрямую зависит от приемлемой величины риска, под которой понимают пограничную величину, определяющую необходимость привлечения эксперта. При фактическом риске ниже пограничной величины привлечение эксперта не требуется, в противном случае его участие обязательно.
Работа экспертов на этапе исполнения государственных решений подразумевает повышение эффективности контрольно-надзорных функций в отношении расходования ресурсов.
На необходимость привлечения экспертов при принятии и исполнении государственных решений прямо оказывает влияние величина риска, которая сопровождает осуществление государственного управления, характер этого управления, препятствующий самостоятельному осуществлению контрольно-надзорной деятельности органов государственной власти.
При привлечении экспертов к принятию и исполнению государственных решений необходимо руководствоваться принципом достаточности, суть которого состоит в том, что от проведения экспертизы следует отказаться, если ее результаты не гарантируют достоверности информации относительно качества и содержания государственных решений.
Критерии привлечения экспертов к принятию и исполнению государственных решений на практике носят расплывчатый и малоформализуемый характер. Работа по оценке необходимости привлечения экспертов к принятию и исполнению государственных решений требует тщательной оценки.
Проблемы привлечения экспертов к принятию и исполнению государственных решений
Привлечение экспертов к принятию и исполнению государственных решений ведет к ряду проблем, к числу которых можно отнести следующие:
- во-первых, высокий уровень транзакционных издержек. Поиск эксперта, заключение с ним контракта, его работа ведут к возникновению издержек, величина которых растет в зависимости от степени квалифицированности экспертов, качества получаемого результата, цены услуг. Государство стремится к минимизации данного вида издержек за счет предварительного отбора экспертов, одной из форм которых является государственная аттестация или аккредитация;
- во-вторых, несоответствие заявленного квалификационного уровня эксперта требуемым показателям. Практически любая сфера деятельности, в том числе и государственное управление, испытывает нехватку квалифицированных кадров. Решение этой проблемы зачастую не зависит даже от наличия средств, поскольку существуют области знание, эксперты в которых еще не появились;
- в-третьих, оппортунистическое поведение. Суть данной проблемы состоит в том, что на текущий момент отсутствуют действенные механизмы, способные обеспечить независимость экспертов и их ответственность за результаты экспертиз. Это ведет к оппортунистическому поведению, направленному на получение взаимных выгод экспертами и органами государственного управления, привлекающими их. Эксперты экономят собственные усилия, разговаривают с органами государственной власти, злоупотребляют информацией и так далее.